ТНК-BP не торопится
В середине апреля Минэкономики Украины установило предельные цены на дизтопливо и бензин и ввело временный запрет на экспорт нефтепродуктов. Эти меры украинские власти объясняли заботой об аграриях, которые нуждались в дополнительном топливе на время посевной. Сначала этот приказ действовал до 1 мая, но затем его действие было продлено до 1 июня. Российские нефтяники пытались спорить, но их жалобы на убытки из-за этих ограничений на фоне продолжающегося роста цен на нефть не убедили украинских чиновников. А вскоре страна может столкнуться с дефицитом топлива.
“ТНК-BP – Украина” обещает продавать бензин по фиксированным ценам до тех пор, пока он есть в наличии. По подсчетам компании, если спрос сохранится на нынешнем уровне, запасов нефтепродуктов у нее осталось примерно на две недели, рассказал “Ведомостям” сотрудник пресс-службы. Этих запасов должно было хватить до 14 мая, когда компания планировала запустить после ремонта Лисичанский НПЗ. Но, как рассказал “Ведомостям” представитель компании, завод будет стоять до конца мая – начала июня из-за аварии на Северодонецком котельно-механическом заводе.
Это предприятие ремонтировало оборудование и технику НПЗ. Но 22 апреля, по словам представителя “ТНК-BP – Украина”, на заводе произошла авария: строительный кран зацепил кровлю завода, которая обрушилась на находящуюся там технику НПЗ. Самый большой ущерб был нанесен котлу установки производства элементарной серы. Без этого котла Лисичанский завод не может вести полную переработку сернистых газов, а значит, будет нарушать нормы по выбросу вредных веществ в атмосферу, считает гендиректор “ЛИНОСа” Александр Иванов. “Компания не может на это пойти”, – заявил он. Более того, замечает Иванов, пока у компании нет даже разрешения на проведение работ на аварийном объекте.
На вопрос, сможет ли компания обеспечить поставку бензина на украинский рынок во второй половине мая, в “ТНК-BP – Украина” ответить затрудняются. “Ситуация меняется каждый день, сказать что-то определенное можно будет через неделю”, – говорит представитель компании. Впрочем, отмечает он, поставлять нефтепродукты из России ТНК-BP не будет, потому что из-за таможенных пошлин это нерентабельно.
По оценкам киевской консалтинговой компании Upeco, объем украинского рынка бензина и дизтоплива составляет 11 млн т. Крупнейший производитель топлива – ТНК-BP, на которую приходится около 30% рынка.
“Такие заявления больше похожи на ультиматум, ведь компания продолжает переговоры с [премьер-министром Юлией] Тимошенко”, – говорит один из киевских аналитиков, попросивший об анонимности. А Дмитрий Мосиенко из Upeco уверен, что украинские власти найдут выход. По его мнению, трейдеры могут импортировать часть топлива из Белоруссии и Литвы, а на оставшиеся объемы могут увеличить производства другие НПЗ, говорит Мосиенко. Но даже с учетом этих мер дефицит нефтепродуктов может составить около 10%.
Представитель “ЛУКОЙЛ-Украина” заявил, что компания готова на время нарастить производство, если такое указание придет из Москвы, а поставки сырья из России вырастут. Сотрудник пресс-службы головного офиса “ЛУКОЙЛа” отказался от комментариев.
В пресс-службе Минтопэнерго Украины “Ведомостям” заявили, что знают о проблемах “ТНК-BP – Украина” и “уже ищут варианты” на случай, если в конце мая рынок действительно останется без ее бензина. Что это за варианты, чиновники сказать затруднились. Но один из сотрудников Минтопэнерго заметил, что прежнее обещание украинского правительства отпустить цены в июне остается в силе. Как только это произойдет, рынок скорее всего столкнется с резким ростом цен, полагает чиновник.