Пристроили $15 млрд

Д. Гришкин

Пятимесячные переговоры России с клубом, объединяющим 18 стран-кредиторов, вчера завершились. Синхронно в Москве и Париже было объявлено, что с июня по 20 августа 2005 г. Россия досрочно выплатит по номиналу $15 млрд.

Вступить в переговоры о досрочном погашении Москву спровоцировал ее главный кредитор. Прошлым летом Германия, страдающая от бюджетного дефицита, выпустила на 5 млрд евро бумаги Aries, привязанные к долгу России. Это привело к падению котировок российских еврооблигаций. Чтобы предупредить подобные действия кредиторов, министр финансов Алексей Кудрин предложил клубу за три года погасить 30 млрд евро. В декабре 2004 г. премьер Михаил Фрадков подписал директиву, и делегация Минфина вступила в переговоры. Россия просила у кредиторов скидку в 10% за досрочность – примерно столько потеряла Германия, переупаковав наш долг в бумаги Aries. Но Берлин, напротив, потребовал премии в 5–10%, подчеркивая хорошее состояние финансов России.

Сдвинуть переговоры с мертвой точки помогло неафишируемое вмешательство Владимира Путина и канцлера Герхарда Шредера. Как рассказал кремлевский чиновник, два лидера посчитали погашение “без дисконта и премии” разумным компромиссом. Вчера Кудрин сообщил о подписании меморандума с клубом, который предусматривает выплату $15 млрд по номиналу. Первый платеж в $13 млрд будет произведен в июне, а закроется сделка 20 августа. Ее условиями министр доволен. Он считает, что скрытый дисконт все-таки есть: если бы Россия гасила долг по рыночным котировкам, ей пришлось бы заплатить кредиторам на 12–13% больше. По оценке Кудрина, в этом году Россия сэкономит на процентах $400 млн, а до 2020 г. – $6 млрд.

Меморандум обязывает страны клуба в течение 18 месяцев после завершения сделки не переуступать долг другим государствам и воздержаться от выпуска облигаций, привязанных к российскому долгу. “Кредиторы будут ждать дополнительных предложений [России] по дальнейшему погашению и, если они поступят, продлят мораторий еще на шесть месяцев”, – сказал Кудрин. Это указывает на готовность сторон произвести “окончательный расчет” в ближайшие 1,5–2 года, подчеркивает чиновник Белого дома. По его словам, при подготовке бюджета-2006 будет учтена возможность продолжить досрочное погашение.

Денег России хватит. К концу 2006 г. в стабилизационном фонде, откуда производятся выплаты, накопится 1,1–1,2 трлн руб. ($39–43 млрд). Этого, по мнению чиновника правительства, вполне достаточно, чтобы уже в следующем году договориться с клубом о полном погашении $25 млрд.

Кредиторы к получению этих денег готовы, сказал высокопоставленный источник в Парижском клубе. “Если Россия сделает такое предложение, новое соглашение скорее всего будет на тех же условиях, т. е. погашение по номиналу”. Он ожидает, что с такой инициативой Москва выступит в конце этого – начале следующего года. Пресс-секретарь немецкого Минфина Штефан Гиффелер доволен тем, что Германия досрочно получит 5 млрд евро, но перспективы следующего раунда переговоров комментировать отказался.

Рынок российских еврооблигаций на договоренность отреагировал слабо. Доходность “России-30” снизилась лишь на 0,03 процентного пункта до 6,059%. По мнению аналитика банка “Траст” Николая Подгузова, это естественно, поскольку новость была отыграна ранее. По оригинальному графику Россия должна выплатить в этом году внешним кредиторам и держателям еврооблигаций более $18,6 млрд. Но из-за досрочного погашения долга МВФ и клубу выплаты превысят $37 млрд, говорит Подгузов.

Сделка с Парижским клубом снизит давление на Минфин со стороны тех, кто мечтает потратить стабфонд внутри России, констатирует главный экономист “Тройки Диалог“ Евгений Гавриленков. Именно это считает стратегической ошибкой Минфина председатель “Деловой России” Борис Титов: по его мнению, деньги следовало направить на инвестпроекты, стимулирующие рост экономики.

Договоренность с Парижским клубом показывает, что в российском правительстве превалируют силы, выступающие за проведение взвешенной бюджетной политики, говорит Хелена Хессел из рейтингового агентства Standard & Poor’s. “Это может стать основанием для принятия [положительных] рейтинговых решений”, – полагает она. А Эдвард Паркер из Fitch Ratings сказал агентству Reuters, что сделка усиливает кредитоспособность России. Гавриленков допускает, что до конца года все три агентства (включая Moody’s) повысят рейтинги России на одну ступень.