Дзасохову нашли работу


Отставка Дзасохова стала неизбежной после трагедии в Беслане в сентябре 2004 г. Тогда, в том числе из-за несогласованности действий властей, погибло 330 заложников, удерживавшихся бандой жестоких террористов в здании одной из городских школ. В последующие месяцы по Северной Осетии прокатилась волна акций протеста: жители республики требовали отставки своего президента. Но, как объясняют источники в администрации президента, тогда Кремль решил не идти на поводу у толпы и отсрочил отставку.

Теперь время пришло. По словам источника, близкого к администрации республики, подать в отставку Дзасохов может уже до конца текущей недели. А источник в администрации президента рассказывает, что ему уже подыскали место в Москве, “скорее всего, он будет трудоустроен в Совет Федерации”. Сейчас исполнительную власть республики в Совфеде представляет Эрик Бугулов (срок его полномочий привязан к сроку Дзасохова, т. е. уйти он должен был бы в январе 2006 г.), а законодателей – Валерий Кадохов (утвержден до мая 2007 г.). Правда, по словам другого кремлевского чиновника, среди вариантов, предложенных Дзасохову, были и дипломатические должности. “Главное – найти ему такую должность, чтобы он с мигалкой ездил как привык, но и республике не мешал”, – говорит источник.

После реформы Совфеда в 2001 г., когда эту палату стали формировать не из руководителей законодательных и исполнительных органов власти регионов, а из их представителей, ряд первых лиц оставили свои регионы и перешли в сенаторы. Как правило, их к этому подталкивали. В Совфед ушли бывший краснодарский и калужский губернаторы Николай Кондратенко и Валерий Сударенков, экс-президент Якутии Михаил Николаев. “Уход губернатора [или президента] в Совфед – удобная форма передачи власти, – отмечает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. – Бывшие лидеры получают статус и ранг, но при этом реально на политику своего региона уже не влияют”. По мнению Макаркина, такая же судьба ожидает и Дзасохова.

А Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем полагает, что влиятельность Дзасохова в Совфеде будет определяться тем, кто станет его преемником на посту главы республики: будет ли это дзасоховский выдвиженец или человек, “призванный реализовать программу полпредства или Кремля”.

По словам источника в Кремле, самые высокие шансы заменить Дзасохова у его официального преемника Теймураза Мамсурова, возглавляющего парламент республики. “Мамсуров может возглавить республику, но только на наших условиях, – рассказывает кремлевский чиновник. – В руководство республики будут делегированы люди, лояльные полпредству, которые будут заниматься хозяйственными вопросами”.

Но Макаркин сомневается, что ставленникам полпредства удастся долго удержаться в осетинском правительстве. “Федеральный центр уже пытался использовать такую технологию в Чечне: при [Ахмаде] Кадырове поработали несколько премьеров, присланных из центра, но ни один из них не удержался на своем посту”, – вспоминает эксперт. “Еще неизвестно, кто выиграет [от отставки Дзасохова]”, – говорит Макаркин.