СТРАНА ЧУДЕС: Равнодушная овца


Их уговаривали три президента и сонм аналитиков. Но французы все равно проголосовали против европейской конституции. Крайне правые и крайне левые французские партии временно забыли о своих непримиримых противоречиях и в едином порыве пошли в народ разъяснять свои позиции по вопросу евроконституции, а народ воспринимал аргументы или противопоставлял свои соображения. Оппозиционеры победили, а Жак Ширак, вместо того чтобы объявить произошедшее происками внутреннего врага и все отменить, обратился к нации и сообщил, что принимает это решение и будет отстаивать волю народа, хотя и не согласен с таковой волей. И никому пока что не пришло в голову назвать результаты французского голосования происками заокеанской закулисы, которая подкупила (или споила) французов, а также сколола (скурила) голландцев, которые тоже, судя по опросам, собираются сказать свое решительное “нет” непонравившейся конституции.

Мы в России обычно твердо знаем, куда ставить свою галку, начиная со времен “Да, Да, Нет, Да”. Если начальство когда-нибудь спросит наше мнение, мы напряжем все фибры своей души и все мозговые извилины, чтобы понять, чего оно на самом деле от нас хочет, и не будем его расстраивать. У нации нет собственного мнения, и она, нация, прилагает все усилия, чтобы ее ни о чем не спрашивали. Отдельные индивиды разнообразной политической ориентации – что Каспаров, что Лимонов – воспринимаются публикой как городские сумасшедшие. В лучшем случае – как домовенок Кузя из одноименного мультфильма, чей буйный протест против произвола Бабы-яги был описан самой Бабой-ягой: “Это наш Кузенька с жиру бесится, сейчас побесится и баиньки пойдет”.

Но это действительно в самом лучшем случае. Обычно наличие гражданской позиции воспринимается обывателем как способ зарабатывания денег. Нехороший, мерзкий способ. И президент Российской Федерации всячески способствует формированию именно такого мнения, когда говорит, что точно знает, кто и с какими деньгами стоит за негативными публикациями или оппозиционными выступлениями. А президент не может не знать, что он говорит, – на то он и президент.

Но дело, увы, не только в президенте и во внутреннем враге, который отчетливо виден из Кремля. Правые аналитики, журналисты и немногие оставшиеся на плаву общественные деятели никогда не упустят случая рассказать, как покупается массовка с плакатами “Ходорковского – на нары!” у Мещанского суда. В ответ публике рассказывают, сколько и от кого получают активные сторонники Ходорковского. И так во всем: кто за Ющенко – куплены, кто против – куплены; кто за Чубайса – куплены, кто против – куплены; за монетизацию – куплены, против монетизации – куплены, и нет этому конца. И вывод из этого ровно один: честный человек – это такой человек, у которого нет мнения ни по одному вопросу. Которому вообще все равно, что происходит в стране и за ее пределами. Равнодушная овца с хорошим пищеварением и репродуктивной функцией – вот идеал гражданина. Среднестатистический депутат с невнятно артикулированной политической позицией, серым лицом и серыми мыслями, серым прошлым и не менее серым будущим – вот идеал российского политика. Заокеанская закулиса, щедро спонсирующая любое мнение, любое действие, любой протест, включая протест против ловли бабочек сачками, – вот идеал врага российской государственности.