ОППОЗИЦИЯ: Особенности отсутствия


Каково место и значение политической оппозиции в современном российском обществе? Исследование, проведенное ВЦИОМ, показало, что настоящей дееспособной оппозиции в стране, скорее всего, нет, да и общество не вполне осознает, зачем она нужна. По мнению 53,8% опрошенных, “задача оппозиции состоит в том, чтобы указывать власти на ее ошибки”, и только 28,7% полагают, что “задача оппозиции состоит в том, чтобы вырабатывать альтернативный курс и стремиться к приходу к власти”, т. е. заниматься именно тем, чем занимается нормальная оппозиция в современных демократических странах.

Это довольно укоренившееся отношение к оппозиции разделяют все значимые общественные группы, сторонники различных политических партий, люди разных возрастов и профессий. Общество отводит оппозиции скорее лишь роль критика властей, а не реального политического субъекта, способного бороться за власть. Вероятно, наша недавняя политическая история ясно продемонстрировала, что, какие бы ошибки ни делала власть, оппозиции все равно ничего не светит и в этом смысле на нее не следует и чрезмерно рассчитывать.

Только 32,9% россиян считают оппозицию непременным атрибутом настоящей демократии – “без политической оппозиции она невозможна”. Существенно больше тех – 48,4%, – кто вообще не видит необходимости в существовании оппозиции, “когда в стране нормальная политическая, социальная и экономическая ситуация” и власти не делают явных ошибок. Это сугубо инструментальное отношение к политической оппозиции. Ей как бы заранее отводится место “помощника и критика властей”, а что касается демократии, то наличие оппозиции представляется россиянам далеко не самым значимым ее атрибутом.

В этой связи оппозиция постепенно уходит из нашей жизни, ее роль в политическом процессе постоянно снижается. По мнению 32,7% россиян, сегодня ее роль меньше, чем семь-восемь лет назад, и только 22,2% придерживаются альтернативного мнения. Та оппозиция, которая таковой себя называет и располагает фракциями в Государственной думе, не может быть названа независимой и влиятельной (таковой ее считают только 6,6% опрошенных). 55,7% россиян считают ее маловлиятельной, а 45,8% к тому же – еще и несамостоятельной, управляемой и манипулируемой.

Слабость нашей политической оппозиции вызывается самыми различными факторами. Это и зажим оппозиции со стороны властей, которые ограничивают ее материально и информационно (22,7%), и апатия и безразличие самого общества (21,9%), и уже имеющийся опыт деятельности оппозиции, который общество оценивает скорее негативно (18,8%), и само нынешнее политическое устройство, когда от оппозиции все равно практически ничего не зависит (18,9%). При этом сторонники самой оппозиции, как левой, так и правой, ставят на первое место среди факторов слабости оппозиции действия властей по зажиму оппозиции, сторонники “Единой России” – апатию и безразличие общества.

Слабость и бесперспективность нашей оппозиции приводят к тому, что наибольшая часть населения готова поддерживать власть, даже не совсем разделяя ее курс (42,5%). Во многом именно этим объясняется неизменно высокий рейтинг “Единой России” при одновременно отмечаемом в последнее время социальном недовольстве и критике действий властей. Суммарно вся оппозиция может рассчитывать примерно на 24% симпатий россиян, при этом правая оппозиция, критикующая власти за нарушение экономических и политических свобод, – на 7,5%, а левая оппозиция, критикующая власти за нарушение принципов социальной справедливости, – на 12,3%.

И хотя в обществе сегодня преобладают именно левые политические ориентации, население не хочет доверить их реализацию оппозиции, это запрос скорее к нынешним властям. Доля готовых поддержать власть велика практически во всех группах общества, даже среди сторонников “Родины” 37% ориентированы на такую позицию. Особенно много сторонников властей среди молодого дееспособного поколения от 25 до 40 лет, которые по своему опыту знают: на оппозицию рассчитывать нечего.

Слабость самой оппозиции, как правой, так и левой, отражается и в отсутствии в ней ярких лидеров, способных объединить ее сегодня разрозненные группы. 55,6% опрошенных не видят среди правых политиков ни одного политического лидера, способного возглавить демократические и либеральные силы. Не намного лучше положение и в левом стане, где 47% не видят ни одного подходящего лидера, а наиболее высокие рейтинги имеют Владимир Жириновский (который лишь весьма условно может быть причислен к левым политикам) – 12,5%, Дмитрий Рогозин – 10,8% и Геннадий Зюганов – 7,8%. К тому же за полтора года, прошедших с парламентских выборов, ситуация в оппозиционном стане продолжала только ухудшаться: политическое пространство “демократов” все сильнее сегментируется, продолжается распад КПРФ и “Родины”.

Будущее оппозиции также незавидно. Если сегодня оппозиции скорее нет, то общество не ожидает ее появления и в ближайшем будущем. 56,6% либо уверены, что никакой серьезной оппозиции в ближайшее время не появится, либо затрудняются указать, откуда именно она может появиться. Еще 13,9% считают, что серьезная оппозиция обязательно возникнет, но не из нынешних партий и не с нынешними лидерами. Гораздо меньше ожиданий от действующих партий и группировок: 11% возлагают надежды на КПРФ Геннадия Зюганова, 9,9% – на “Родину”, 5,3% – на объединение всех демократов. Для создания реальной оппозиции не хватает “совсем немногого” – всего-то лишь новых идей и подходов (33,4%), новых лидеров (31,9%), гражданской активности и заинтересованности граждан (26,6%), большей смелости и решительности самой оппозиции (26,5%).

Подведем неутешительные итоги. Оппозиция как политический институт не укоренилась в жизни российского общества, на нее смотрят скорее как на второстепенный инструмент политики, чем на неотъемлемый институт демократии. Роль оппозиции снижалась в России последние семь-восемь лет и продолжает снижаться. Нынешняя оппозиция, в том числе представленная в Государственной думе, не воспринимается как влиятельная и самостоятельная политическая сила. Слабость оппозиции обусловлена самыми разнообразными причинами, важнейшими из которых являются апатия и безразличие общества, деятельность властей по зажиму оппозиции, разочарование населения в самой оппозиции. Общество не удовлетворено нынешним социально-экономическим курсом и стремится к переменам, однако этот запрос в большей степени направлен к властям, чем к оппозиции. Оппозиция раздроблена, испытывает большой дефицит ярких лидеров, способных ее объединить. Будущее нынешней оппозиции выглядит более чем проблематичным. Для ее укрепления необходимы и новые политики, и новые идеи, и иное состояние самого общества.