Сваха за $20 млн


“Финам” сегодня объявит о покупке компании “Мамба Сервис”, которой принадлежит российская система знакомств “Мамба”. Это единая база анкет желающих познакомиться. Она начала работать весной прошлого года, сейчас ее использует около 200 служб знакомств, из них около 30 – крупнейшие службы знакомств Рунета: Mamba.ru, love.mail.ru, love.rambler.ru, love.km.ru и др. По данным “Мамбы”, в ее базе зарегистрировалось около 4,5 млн желающих познакомиться, сайты партнеров ежедневно посещает 1 млн человек, а одновременно к ним обращается в среднем 25 000 человек. Совокупная выручка инвестиционного холдинга “Финам” в 2004 г. составила $41,165 млн, чистая прибыль – $7,987 млн.

Как рассказал “Ведомостям” пресс-секретарь “Финама” Владислав Кочетков, покупку акций “Мамбы” холдинг завершил на минувшей неделе. “Финам” отказывается называть прежних владельцев, объем, сумму сделки и обороты “Мамбы”. По словам Кочеткова, холдинг оценивает нынешнюю капитализацию интернет-системы в $20 млн. Несколько участников рынка на условиях анонимности рассказали, что систему “Мамбы” создал Андрей Андреев, один из основателей интернет-компаний SpyLog и “Бегун”. “Финам” приобрел 80% акций “Бегуна” в декабре 2003 г. “Я участвовал в создании “Мамбы” как консультант по маркетингу, но не был ее владельцем”, – заявил “Ведомостям” Андреев. Он говорит, что ничего не знает ни о бывших владельцах “Мамбы”, продавших акции “Финаму”, ни о сумме сделки.

Близкий к сделке источник рассказал, что “Финам” приобрел 90% “Мамба Сервис”, опередив Mail.ru и Rambler, а при оценке “Мамбы” ориентировался на ее денежные потоки, которые удвоились только в течение августа. По итогам года прибыль “Мамбы” должна составить около $3,5 млн, обещает он.

Продавец 90% акций “Мамбы” связался с “Ведомостями” через источник в компании, где “Финам” владеет контрольным пакетом, и передал, что сумма сделки в $18 млн приблизительно соответствует действительности.

В Mail.ru и Rambler отказались комментировать покупку “Мамбы”. “Приценивались к “Мамбе” все кому не лень, – вспоминает топ-менеджер одной из этих компаний, – но очень быстро цена неоправданно задралась”.

Исполнительный директор “Мамбы” Максим Трухин отказался говорить о финансовых показателях компании. По его оценкам, база системы охватывает 85% всех желающих познакомиться в Рунете. “Мамба” не продает баннерную рекламу, а зарабатывает исключительно на платежах от желающих познакомиться, уверяет Трухин.

По его словам, самая популярная услуга – возможность улучшить позицию в рейтинге. Отправив SMS за $1 (без НДС), пользователь может поднять анкету на первое место – она будет выдаваться в первых строках поиска, пока вновь регистрирующиеся или “поднимающиеся” пользователи не оттеснят ее вниз. Второй источник доходов – игра “Гонка за лидером”, рассказал Трухин. Игра позволяет делать ставки на анкеты, посылая платные SMS. Одна ставка стоит $1. За год выручка от всех лидеров может составить около $1 млн. Еще один источник доходов “Мамбы” – прослушивание голосовых приветствий других пользователей, которое стоит $0,55 в минуту.

Новый владелец вполне доволен стратегией “Мамбы”, но собирается активизировать ее маркетинг, обещает гендиректор ООО “Финам” (входит в холдинг “Финам”) Сергей Михеев. “Мамба” – уникальная для Рунета компания, зарабатывающая не как интернет-ресурс, а как сервис для служб знакомств со своей базой пользователей, считает аналитик J’son & Partners Борис Овчинников.

За рубежом онлайновые знакомства – зрелый бизнес. По оценке аналитической компании Marketdata, американцы потратили на службы знакомств через Интернет $1,08 млрд за 2004 г.