Boeing готовится к реваншу


Тридцать лет Boeing был бессменным лидером авиапрома. Но теракты 2001 г. подкосили компанию. Спрос на его самолеты упал. В 2003 г. американский гигант почти вдвое сократил продажи, поставив авиакомпаниям всего 281 лайнер вместо прежних 570. Знамя лидера перешло к европейцам. Продав в 2003 г. 305 самолетов – лишь на два больше, чем в 2002 г., – Airbus получил долгожданное первое место. Мечтая отбить рынок, американцы решили идти ва-банк – построить с нуля новый самолет. И решение, похоже, полностью оправдало себя. Со своей новинкой B787 Boeing по итогам года в полтора раза обойдет Airbus по твердым заказам, рассказал “Ведомостям” старший вице-президент американской компании Томас Пикеринг.

За девять месяцев этого года Boeing получил 625 твердых заказов, отказаться от которых клиенты уже не могут. Еще 25 – в стадии обсуждения. A Airbus, по данным компании на август, получил лишь 318 подтвержденных заказов плюс восемь ожидаемых. “Конечно, Airbus останется лидером в этом году”, – признает Пикеринг. Но он указывает, что через несколько лет у Boeing есть все шансы вернуть доминирующее положение на рынке.

В 2006 г. Boeing планирует продать 395 лайнеров, говорят в компании. У Airbus прогноз выше – 400. “Мы опережали Boeing по заказам последние пять лет и определенно сохраним лидерство по общему портфелю”, – заявляет представитель Airbus. На конец 2004 г. у Airbus в портфеле заказов было 1500 лайнеров, а у Boeing – 1097, указывают в Airbus. “И цели наши неизменны – держать как минимум 50% рынка”, – заключает представитель европейского концерна.

Но эксперты уверены, что через два-три года Airbus действительно может потерять первое место. Boeing определенно должен вернуть первенство в 2008–2009 гг., когда начнутся продажи B787 и вырастут поставки B737 Next Generation, полагает аналитик американской JSA Research Пол Нисбет. Не спасет Airbus даже запуск гигантского A380, аналогов которого у Boeing нет и который активно заказывают набирающие обороты low-cost перевозчики, отмечает Нисбет. А президент консалтинговой компании Walsh Aviation Джон Уолш настроен даже более оптимистично. По его оценке, Boeing может обойти европейцев уже в 2007 г. “Выпуск A380 уже задерживается на полгода, так что компания рискует потерять часть заказчиков”, – объясняет он.

Впрочем, и для Boeing у экспертов есть ложка дегтя. Долго в лидерах он не останется, полагают они. Нисбет считает, что Boeing сохранит первенство только на три года. А Уолш полагает, что его хватит лишь до 2009 г., после чего оба конкурента, как на качелях, будут меняться местами. Нисбет прогнозирует, что с 2010 г. обе компании должны замедлить развитие на 3–5 лет. Спрос на их старые модели начнет падать и оба авиастроителя войдут в “фазу” новых разработок, поясняет он. После этого – по результатам инноваций – будет понятно, кто окажется первым на очередном витке их истории, добавляет эксперт.