АМНИСТИЯ КАПИТАЛА: Нравственный шаг государства


В последнем послании Федеральному собранию президент заявил о необходимости “простимулировать приход капиталов”, накопленных гражданами, в нашу экономику, дав возможность задекларировать эти капиталы в упрощенном порядке. Спустя полгода в правительстве был подготовлен законопроект, позволяющий провести с 1 января 2006 г. “налоговую амнистию”. За шесть месяцев лица, владеющие капиталом, происхождение которого они не готовы объяснить, смогли бы перевести деньги в российские банки, подав налоговую декларацию и уплатив 13%.

Законопроект еще не внесен в Думу, но уже вызвал волну споров и критики. А что еще можно было ожидать от проекта, не развившего идею президентского послания, а просто слепо скопировавшего некоторые параметры его текста?

В 90-е гг. власть уже трижды декларировала желание провести налоговую амнистию, но до дела ни разу не дошло. Почему же сейчас государство опять поднимает эту тему? Думаю, потому, что все здравомыслящие люди понимают: налоговая система, придуманная реформаторами в 90-е гг., была не то чтобы неразумна, но абсурдна и порочна. Они скопировали налоговую систему развитых западных стран, где есть и НДС, и огромный налог на прибыль, и большой подоходный налог, и сонм прочих налогов. В то время как в любой развивающейся экономике налоги должны были быть снижены, чтобы бизнес начал работать вбелую. И вот с этого белого оборота, нащупывая опытным путем, где идет хорошо, где плохо, надо государству потихоньку начинать регулировать налоги. В России же всех под копирку, под один шаблон, под максимальные налоговые ставки! Это законодательство было и несправедливо, и невозможно к исполнению. В результате бизнес ушел в тень, и не найти сейчас предпринимателя, у которого бы не было грехов перед фискальным ведомством.

К счастью, после 1999 г. в нашу налоговую систему постепенно начинает возвращаться здравый смысл. Это и снижение до 13% подоходного налога, которое, кстати, привело к значительному росту поступлений. И облегчение налогообложения малого бизнеса – т. н. “вмененка”, “упрощенка”, снижение НДС и т. д.

В этой связи особенно важно сейчас подвести черту под этапом первичного накопления капитала, когда государство искусственно вогнало своих наиболее предприимчивых граждан в категорию налоговых преступников.

Конечно, термин “амнистия” неудачен, так как амнистировать можно преступника. Простите, а судьи кто? Вот авторам российской налоговой системы 90- х еще можно объявить амнистию. Вот уж кто реально подталкивал людей к совершению налоговых правонарушений. Поэтому вместо понятия “амнистия” лучше использовать обороты “легализация капитала”, “привлечение” или “возврат капиталов” и т. п.

А привлекать есть что. По оценке Минфина, с 1991 г. за рубеж было вывезено не менее $300 млрд. Полагаю, что примерно треть этих средств была вложена в недвижимость за рубежом, еще около 30% – в ценные бумаги. Но остается примерно 30–40%, т. е. $90–120 млрд в “кэше”. Эти деньги надо вернуть в Россию.

При проведении амнистии капитала в России важно, чтобы, во-первых, ставка была разумна. Если предприниматель держит деньги за рубежом, он должен иметь возможность вернуть их, положив на счет в российском либо в дочернем от иностранного банке, зарегистрированном и работающем в России. Заплатить он должен минимальный сбор. Это не должно быть налогом, и это не должно быть 13%. На условиях уплаты 13% уже сейчас можно легализовать любые суммы – есть масса способов задекларировать доход, заплатив с него сейчас даже меньше 13%.

Прав вице-премьер Александр Жуков, когда говорит, что должно быть не больше 7%. Да и мировой опыт проведения амнистии капиталов свидетельствует о том, что ключевым фактором успеха является пониженная ставка: в Бельгии при возвращении капиталов из-за границы в 2004 г. брался налог в 6%, в Италии в 2001 г. – 2,5%, а в Казахстане – 0%.

Второе. Амнистия должна касаться не только заграничных денег, но и сбережений граждан “в чулках”. Люди откладывали на черный день, на старость, на болезнь и т. д., в результате на руках у населения скопилось от $60 млрд до 70 млрд. Эти деньги должны через банки работать на экономику страны.

Третье – легализация собственности. В законе надо четко прописать категории собственности, приобретенной до момента окончания налоговой амнистии, которые становятся легальными. И никаким преследованиям собственник квартиры, машины, дома за рубежом подвергаться не должен, если он задекларировал собственность и в свидетельстве указано, что она приобретена до определенной законом даты.

Четвертый аспект – сроки налоговой амнистии. Правительство предлагает полгода. Мало. Амнистия должна захватить два налоговых периода, например – с начала 2006 г. и до 1 мая 2007 г., т. е. с окончанием срока подачи деклараций за 2006 г. Ведь кто-то просто не успеет, кто-то, может, побоится так быстро, лишь за несколько месяцев, “легализоваться”.

Какие нас могут ждать риски? Во-первых, есть риск, что бизнес и граждане не поверят в однократность проведения подобного мероприятия. Необходимо сформировать устойчивое мнение об однократности амнистии и неотвратимости наказания нарушителей, не воспользовавшихся предоставленной возможностью. Дать надежду на повтор амнистии означает привести к краху текущую.

Во-вторых, у людей велик страх, что, как только они покажут налоговикам всю свою собственность, эта информация станет общедоступной. Поэтому при проведении амнистии должна быть обеспечена максимальная защита информации, поступающей в налоговые органы, о лицах, легализующих свои капиталы.

Правда, есть и более простой путь сделать так, чтобы как можно меньше чиновников знало о поступающих в ходе амнистии данных и раскрываемых суммах. Это провести ее вообще без специальной подачи декларации. Прописать в законе, что имущество, приобретенное до такой-то даты, является свободным от преследования. Далее: все сделанные в банках вклады до такой-то даты считаются автоматически амнистированными, т. е. государство не задает вопросы об источниках этих средств. И третье: за разглашение тайны вклада либо декларации уголовная ответственность усиливается во столько-то и столько-то раз. Вот три пункта, которые дадут гражданам понять, что их капитал защищен и что они сами защищены. Тогда деньги выйдут из “чулка”, вернутся из-за границы и начнут работать в России.

Встает важный вопрос – является ли налоговая амнистия мерой только экономической? Уверен: пытаться оценивать ожидаемые результаты от налоговой амнистии только по количеству возвращенных средств абсолютно неправильно. Даже если это будут не самые большие средства в процентах от ВВП или от золотовалютных резервов ЦБ, даже если это будут не сотни миллиардов, а сотни миллионов, амнистию надо провести в любом случае. Ибо это обязательный нравственный шаг со стороны государства. Оно должно показать, что не считает преступниками своих родных детей, граждан, которые случайно оказались нарушителями в силу бестолковости законов.

Ведь это самое очевидное: амнистия не нужна олигархам и крупному бизнесу. У них все давно легализовано через всякие лихтенштейнские фонды, трасты и кипрские компании. Их миллионы защищены армией дорогих адвокатов, аудиторов и налоговых консультантов. Амнистия нужна тому наемному работнику, который всегда получал 100 у. е. по ведомости, а на зарплату в конверте купил себе отечественный Ford Focus за $18 000. Тому, кто пахал все смутные 90-е в своем маленьком ООО и приобрел в итоге квартиру, дачу да кучу болезней на нервной почве... Она нужна тем, кто хочет спать спокойно.