Те же грабли


Известность на российском телекоммуникационном рынке Джордж Сорос приобрел в 1997 г., когда созданный при его участии консорциум Mustcom за $1,875 млрд купил 25% плюс 1 акция крупнейшего российского холдинга фиксированной связи “Связьинвест”. Впоследствии Сорос назвал эту сделку худшим инвестиционным решением в жизни. Весной 2004 г. Сорос продал пакет “Связьинвеста” совладельцу Access Industries Леонарду Блаватнику за $625 млн, т. е. в три раза дешевле, чем сам за него заплатил.

Но в III квартале этого года его фонд Soros Fund Management приобрел 1,207 млн ADR “Ростелекома” (около 1% от всех акций), оператора дальней связи, входящего в “Связьинвест”. Об этом говорится в отчете фонда, направленном в Комиссию по ценным бумагам и биржам. Свой пакет в “Ростелекоме” Soros Fund оценивает в $18 млн. Кроме того, в III квартале Soros Fund приобрел 805 000 ADR “Вымпелкома” (0,35% акций), оцениваемых в $35,8 млн, и увеличил долю в МТС с 83 000 до 134 000 ADR (0,031% акций), оцениваемых в $134 млн. В Soros Fund отказались от комментариев по поводу покупок на российском рынке.

В МТС рады новому акционеру. Управляющие Soros Fund – опытные, серьезные и, как правило, долгосрочные инвесторы, говорит директор по связям с инвесторами МТС Андрей Брагинский. В “Вымпелкоме” давно знакомы с Soros Fund. “Они уже были нашими акционерами с 1996 по 2000 г.”, – говорит вице-президент по международным связям “Вымпелкома” Валерий Гольдин. В “Ростелекоме” к появлению нового акционера отнеслись спокойно. “У нас половина обыкновенных и все привилегированные акции находятся в свободном обращении, и купить их может кто угодно, в том числе и инвестиционные фонды”, – замечает директор по связям с общественностью и инвесторами “Ростелекома” Антон Клименко.

“Метрополь”, миноритарного акционера “Ростелекома”, владеющего около 3% акций компании, поступок Сороса удивил. “Странно, что он после всех своих неудач вернулся именно в телекоммуникационные компании”, – говорит замгендиректора “Метрополя” Андрей Руденко. Гольдин же считает решение Сороса вполне понятным: “Сейчас наш рынок один из самых привлекательных для зарубежных инвесторов”. С этим согласен и управляющий фондами Kazimir Partners Дмитрий Крюков: “Возвращение Сороса можно считать частным случаем глобального возвращения на наш рынок зарубежных инвестфондов после кризиса в 1998 г.”. Крюков добавляет, что решение Сороса – это классический пример борьбы между жадностью и страхом: “Инвестор боится рисков, но при этом хочет получить побольше денег”.

Аналитик одного из крупных инвестиционных банков возражает: вряд ли стоит ожидать массированного вложения в российский телеком со стороны Сороса: “Скорее всего его фонд-менеджеры, увидев, какими темпами растет экономика нашей страны, просто решили сделать портфельную инвестицию”. С этой точкой зрения согласен и представитель одной из компаний, в которой купил пакет Soros Fund: “Они увидели, что телекомрынок на подъеме, и решили, особо не разбираясь, вложиться во все скопом: и в дальнюю связь, и в сотовые компании”.

Экспертов несколько озадачило, что Soros Fund купил акции “Ростелекома”. “Сейчас лучше инвестировать в межрегиональные компании (МРК) “Связьинвеста”, чем в “Ростелеком”, – считает директор фонда Prosperity Capital Management Александр Бранис. По его мнению, МРК после приватизации “Связьинвеста” только вырастут в цене, а вот “Ростелеком” сильно проиграет – из-за грядущей демонополизации рынка дальней связи. “Стоимость акций “Вымпелкома” и МТС через год может вырасти примерно на 20%, а вот на “Ростелекоме” Сорос практически ничего не сможет заработать”, – соглашается старший аналитик “Уралсиба” Константин Чернышев.

В “Метрополе” не согласны, что у акций “Ростелекома” нет потенциала для роста: “Мы надеемся, что после приватизации “Связьинвеста” стоимость нашего пакета увеличится минимум на 50%”.