Coke борется против мексиканской колы


Эмигранты из Мексики готовы вдвое переплачивать за Coke в старой, классической бутылке с наклейкой Hecho en Mexico, так как уверены, что по вкусу она несравнима с американской. Дело не только в ностальгии, у потребителей есть свои аргументы: в Мексике, где Coca-Cola начала делать свой напиток в 1920-х, для его производства до сих пор используют сахарный тростник, тогда как американские производители в 1980-х в целях экономии перешли на кукурузный сироп. В результате владельцы магазинов в южных штатах, где число иммигрантов из Мексики продолжает расти, предпочитают продавать мексиканскую колу, несмотря на то что она ввозится по серым схемам, – бутылки объемом 0,3 л по $1,25 местные жители сметают с прилавков, а американской колой в банках или пластмассовых бутылках, которая может стоить всего $1 за 0,5 л, пренебрегают.

Coca-Cola отказывается с этим мириться. Мексиканская кола поставляется 13 компаниями, обладающими правами на ее производство, но Coca-Cola называет ее импортеров “бутлегерами”. Американская таможенная служба не имеет права конфисковать или запретить ввоз мексиканского продукта, так как он не является подделкой. Представители Coca-Cola признаются, что эта ситуация “раздражает” компанию. Это неудивительно, учитывая, что ее продажи с 2000 г. упали на 10%, а ее доля рынка, оцениваемого в $66 млрд, находится на низшей отметке за последние восемь лет. По оценкам Morgan Stanley, Coca-Cola получает меньше дохода от продажи эссенции мексиканским производителям, которые менее щедро делятся с компанией выручкой от продаж, чем американские. Мексиканцы быстро усиливают присутствие на рынке США. Оптовые поставки газировки из Мексики в США в 2004 г. достигли $114 млн, что на 55% выше по сравнению с 2000 г.

Объем колы, перебрасывающейся из Мексики в граничащие с ней штаты, слабо контролируется. Источники тоже непрозрачны. Так, значительная часть продукта привозится c оптовых складов, продающих колу американским импортерам. Американские розничные продавцы не любят говорить о том, откуда товар. Для покупателей же важно, что кола разлита в Мексике.

В Coca-Cola утверждают, что компании удается достаточно эффективно использовать один из немногих оставшихся способов противостоять мексиканским поставщикам – преследовать их в судебном порядке, делать предупреждения о том, что ввоз продукта является незаконным, и налагать штрафы на производителей. Мексиканские ботлеры и американские розничные продавцы считают, что Coca-Cola не нужно пытаться запретить импорт – лучше прислушаться к мнению потребителей, а “бутлегеров” устранить, легализовав ввоз из Мексики.

Мексиканцы и другие выходцы из Латинской Америки – важные потребители для Coca-Cola. В самой Мексике с начала прошлого века компания захватила уже 70% рынка газированной воды. Но свою версию мексиканской колы Coca-Cola запускать не собирается – она не будет “настоящей”. Компания сама поможет развеять миф о том, что ее легендарный напиток производится по единому рецепту во всем мире. (WSJ, 11.01.2006, Кирилл Корюкин)