Одной ногой в ВТО


Россия ведет переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) уже 12 лет. Чтобы стать ее членом, нужно подписать двусторонние протоколы со всеми участниками и согласовать доклад о системных торговых обязательствах перед всеми членами ВТО сразу. Российские чиновники всегда подчеркивали, что главное – это не сроки, в которые страна попадет в эту организацию, а условия, на которых это произойдет. Например, требование Евросоюза повысить внутренние цены на газ до уровня мировых в течение трех лет изначально было неприемлемым для российской стороны, и в подписанном летом 2004 г. договоре (его условия, как и содержание всех двусторонних соглашений, держатся в секрете до момента вступления страны в ВТО) это обязательство не содержится.

Сейчас переговорный процесс вышел на финишную прямую. Как заявил в пятницу начальник департамента Минэкономразвития и руководитель российской делегации Максим Медведков, Россия завершит двусторонние переговоры до конца февраля – начала марта. Самое большое количество неурегулированных вопросов остается с США. Штаты продолжают настаивать на снижении импортных пошлин на самолеты (которые сейчас составляют почти 40%) и на том, чтобы американские банки и страховые компании могли открывать в России филиалы, рассказывает чиновник Минэкономразвития. Ни в том, ни в другом вопросе Россия уступать не намерена, однако это не помешает стране в намеченные сроки завершить переговоры, надеется Медведков. Швейцария также настаивает на открытии российского финансового рынка. Кроме того, остаются Колумбия и Австралия, которых не устраивает “сахарный режим” – квотирование в зависимости от страны-экспортера и импортные пошлины, зависящие от котировок на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже.

Со Швейцарией и США российские чиновники рассчитывают завершить переговоры на Всемирном экономическом форуме, который пройдет в швейцарском Давосе 25–29 января. Возможно, там же удастся договориться и с остальными партнерами, говорит Медведков, но в любом случае для этого хватит двух месяцев. Затем нужно будет согласовать доклад рабочей группы, где спорными остаются порядка 10 значимых вопросов – в частности, незащищенность интеллектуальной собственности в России и ограниченное количество пунктов таможенного оформления. Эти переговоры будут завершены в течение года и уже в конце 2006 г. Россия станет членом ВТО, говорит Медведков.

Планы российских чиновников реалистичны, полагает гендиректор Центра торговой политики и права Анатолий Мартынов. Впрочем, процесс могут затянуть “обстоятельства политического плана”, полагает эксперт. Например, правовая база для борьбы с пиратством в России достаточная, но к ее применению остаются вопросы, которые можно было бы снять “политическим решением”. Но принять такое решение может помешать, например, несовпадение позиций России и США по иранской ядерной проблеме. А по мнению главного экономиста Объединенной финансовой группы Ярослава Лисоволика, с политической точки зрения конец 2006 г. – момент как раз подходящий. По американскому законодательству Буш имеет право одобрять международные соглашения без поправок со стороны конгресса до середины 2007 г. – именно по этой причине на министерской конференции стран – членов ВТО, которая прошла в декабре прошлого года в Гонконге, было решено завершить переговоры по сельскому хозяйству в рамках дохского раунда в течение этого года. Для России, где до сих пор идут споры о необходимости членства в ВТО, вступать в эту организацию в предвыборный год тоже нежелательно, заключает Лисоволик.