Отдых с пристрастием


Туристическая компания “Серп и К” 8 января 2006 г. отправила из Новосибирска чартерным рейсом на Филиппины 167 человек. Рождественский тур был рассчитан до 20 января. Но в пятницу, 13 января, скоропостижно скончалась гендиректор “Серп и К” Зоя Крашко, а еще через несколько дней стало известно, что эта компания недоплатила филиппинскому туроператору Blue Horizons $87 300 за проживание и внутренние перелеты туристов.

“Представители филиппинской компании, узнав, что директор “Серп и К” скончалась, начали беспокоиться об оплате и попытались получить деньги любыми средствами”, – рассказал председатель Новосибирской ассоциации туристических организаций Владимир Кауров. По его словам, они пригрозили российским туристам запретом на вылет на родину до тех пор, пока не будет произведена оплата. Об этом ему говорила гендиректор новосибирской турфирмы “Сиат” Людмила Синицина, оказавшаяся в составе этой туристической группы на Филиппинах. “Синицина периодически связывалась с нами и сообщала обо всех изменениях ситуации”, – сказал Кауров.

Невольными заложниками конфликта стали несколько сибирских турфирм из Новосибирска, Томска и Кемерова, отправившие с компанией “Серп и К” своих туристов и оплатившие эти туры. Во вторник они провели экстренное заседание и приняли решение собрать необходимую сумму и перечислить Blue Horizons, говорит менеджер по туризму компании “Олимпия-Райзен-Сибирь” Ирина Кубарева. По ее словам, средства в размере $87 300 филиппинской компании уже перечислены.

Менеджер Blue Horizons Карла Мариано подтвердила “Ведомостям”, что два дня назад с Blue Horizons связались российские компании “Сиат” и “Cиат Тревэл”, чтобы узнать номер корсчета филиппинской компании и перечислить деньги. Но к середине дня в пятницу средства на счет Blue Horizons не поступили, сказала Мариано. Она рассказала “Ведомостям”, что компания работает с “Серп и К” с 2000 г. и приняла четыре чартерных рейса, организованных этой российской компанией. “Проблемы с задержкой оплаты возникали и раньше, но были крайне незначительными, инцидент с последним рейсом – первая относительно серьезная проблема”, – говорит она. Но, по словам Мариано, новосибирские туристы все были размещены в отелях и должны были вернуться домой по графику. “Ни со стороны туристов, ни со стороны принимающей стороны претензий в связи с инцидентом не было”, – уверила Мариано.

В субботу в пять утра местного времени туристы прибыли в Новосибирск. Как сообщили “Ведомостям” в компании “Сиат”, спустя несколько часов после этого их пригласили в администрацию области. Подробности встречи туристов с чиновниками “Ведомостям” выяснить не удалось. Однако стало известно, что по факту произошедшего в “Серп и К” следственный отдел Железнодорожного отдела внутренних дел Новосибирска возбудил уголовное дело по ст. 160 УК РФ (“Присвоение и растрата”) в отношении директора и главного бухгалтера. Начальник Железнодорожного РОВД Владимир Кристинин отказался от комментариев. Но источник в правоохранительных структурах, знакомый с ходом расследования, рассказал, что 45-летняя Зоя Крашко была азартным игроком и одна из версий – растрата и самоубийство после неудачной игры. По словам источника, изъята бухгалтерская документация турфирмы, ведется следствие, с главного бухгалтера взята подписка о невыезде.

Представители турбизнеса считают, что ситуация вокруг “Серп и К” была излишне драматизирована.

Информация в электронных СМИ о сибирских туристах во многом раздута, говорит директор турагентства STI Виталий Наумов. “К примеру, утверждение о том, что туристы не могут вернуться, неверно, так как, насколько я знаю, рейс в оба конца был оплачен заранее”, – сказал он.

А гендиректор турфирмы “Полярная звезда” Людмила Романова полагает, что случай с туристами на Филиппинах получил широкую огласку из-за скоропостижной кончины Зои Крашко. По ее данным, к сибирским туристам не применялись никакие санкции со стороны филиппинской компании. Подобные ситуации в принципе станут невозможными уже в следующем году, утверждает Романова. “С 1 января 2007 г. вступает в действие закон “О туризме”, согласно которому компании должны заранее полностью оплачивать отдых своих туристов”, – сказала она.