Акции Google рухнули


Чистая прибыль Google составила $372,2 млн, или $1,22 на акцию (год назад соответствующий показатель равнялся $204,1 млн, или $0,71 на акцию). Без учета факторов вроде вознаграждений в виде акций прибыль достигла бы $1,54 на акцию. Однако в своих прогнозах аналитики, опрошенные ранее компанией Thomson First Call, называли более внушительные цифры – $1,76.

Со времени первичного размещения акций Google это был первый случай, когда интернет-компания показала квартальный результат хуже ожидаемого. До этих пор курс ее акций неуклонно шел вверх. “Как только компания, чьи акции пользовались ажиотажным спросом, допускает подобный сбой, импульсивные инвесторы немедленно заявляют, что выходят из игры”, – говорит Роберт Смит, инвестиционный менеджер фонда T. Rowe Price Growth Stock (этот фонд держит акции Google с августа 2004 г.).

В ходе основных торгов в понедельник акции Google подорожали на $5,84 до $432,66, однако в дополнительную сессию они потеряли в цене $53,65, опустившись до $379,01.

Сама Google объяснила свои недостаточно высокие показатели используемой схемой налогового учета. “На самом деле и доходы, и прибыли у нас растут очень быстро, – заявил генеральный директор Google Эрик Шмидт. – Но нам приходится вычислять налоговую базу по особой схеме”. По словам представителей компании, в IV квартале реальная ставка налога у нее составила 41,8% и из-за этого годовой показатель достиг 31,6%. Прежде ожидалось, что годовая ставка налога не превысит 30%. Необходимость использования более высокой ставки налогообложения была вызвана увеличением расходов на международные операции.

Злую шутку с Google сыграли и слишком завышенные ожидания инвесторов. По сравнению с III кварталом доходы компании выросли на 23%, но результаты III квартала определялись без учета ряда важных маркетинговых расходов. “Рост оказался выше предсказанных мною 20%, но инвесторы ожидали, что будет 30%”, – говорит Энтони Ното, аналитик из Goldman Sachs.

Доходы Google в IV квартале достигли $1,92 млрд, причем 38% этой суммы пришлось на международные операции. В III квартале доля международных операций была выше – 39%. Снижение этого показателя руководство компании объясняет неблагоприятным обменным курсом и низкой активностью клиентов в период рождественских каникул.

Около 57% доходов Google получила за счет рекламы, размещаемой на ее собственных сайтах (за три месяца этот показатель вырос). Комиссия от размещения рекламы на чужих сайтах принесла компании 21% ее доходов. Доходы от собственных сайтов компании росли быстрее, чем доходы от партнерских проектов. “Очень уверенно развивается наш основной бизнес, связанный с онлайновым поиском и контекстной рекламой”, – констатировал Эрик Шмидт. Он добавил также, что компания активно развивает и другие направления, в частности брокерские услуги по размещению рекламы в различных СМИ. В январе Google купила калифорнийскую компанию dMarc Broadcasting, создавшую онлайновую систему для обслуживания рекламодателей, покупающих эфирное время на радио. Серьезные планы руководство Google связывает с рекламой на телевидении и в бумажной периодике. “Рекламодателю нужен универсальный поставщик подобных услуг, и мы с радостью предоставим их ему”, – заявил Шмидт.

Глава Google утверждает, что не намерен продавать свои акции. “Мы абсолютно уверены в силе и перспективах компании, но понимаем, что на нашем пути будут и непростые моменты”, – говорит он. Многие инвесторы разделяют оптимизм Шмидта. Рик Саммер, аналитик, готовящий отчеты по Google для чикагской фирмы Morningstar, считает справедливой ценой акции Google $254 (сам он не является владельцем этих акций). “Лично я не вижу в результатах IV квартала ничего плохого для Google, – говорит Саммер. – Во многих отношениях квартал был, напротив, весьма удачным. Конечно, фактическая прибыль слишком сильно разошлась с прогнозом, вот некоторые инвесторы и запаниковали”. (WSJ, 1.02.2006, Александр Силонов)