Стандартная очередь


Внедрение стандартов государственных услуг, предусмотренных административной реформой, начнется с Федеральной миграционной службы (ФМС). К ней с января 2006 г. перешли полномочия по выдаче, замене и учету удостоверений личности россиян. Регламент – это детальный (на 25 листах) алгоритм действий, которые должны обеспечить гражданам “комфортные условия прохождения формальностей” при выдаче паспорта. Регламент должен еще пройти экспертизу в Минэкономразвития и экспертизу со стороны общественных объединений, а затем будет утвержден приказом главы МВД Рашида Нургалиева.

В регламенте оговорено время приема населения: паспортным столам придется работать в будни до 20.00 и по субботам. Вводится перечень документов, которые чиновники имеют право требовать. Поменять паспорт можно будет и по месту постоянной регистрации, и в месте пребывания. Регламентируется не только срок оформления (10 дней), но и время ожидания в очереди: на подачу документов гражданин должен тратить не более 30 минут, на получение паспорта – 20. Оговорено и время ожидания ответа на телефонный звонок – не позднее пятого гудка.

“В прежнем положении о паспортах никак не регламентировались обязанности государства”, – поясняет руководитель рабочей группы по разработке регламента, ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Практика выдачи паспортов фиксировалась на уровне местных ОВД. По данным Минэкономразвития, сейчас 80% паспортов выдается в положенный 10-дневный срок.

По словам начальника управления паспортной работы ФМС Юрия Ивашкина, эксперимент по внедрению регламента начался в Московской области и Санкт-Петербурге – это позволит уточнить и рассчитать объем затрат, которых потребует новый порядок. Полностью освоить его в ФМС рассчитывают в течение трех лет. А чтобы исправно следовать новым правилам, придется увеличить численность работников службы и размер ее финансирования. По данным Кузьминова, ФМС оценивает расходы в 11,47 млрд руб. (около 500 000 руб. на одно окно выдачи).

“Это, конечно, сказка. Сейчас очередь в паспортные столы нередко приходится занимать с ночи, а работают они почему-то два-три раза в неделю”, – жалуется председатель исполкома Форума переселенческих организаций Лидия Графова. У нее есть сомнения в том, что чиновники будут следовать новым правилам. “Поскольку регламент – это закон, то за его невыполнение чиновники будут, как и положено, нести дисциплинарную и административную ответственность”, – возражает чиновник Минэкономразвития. А Кузьминов считает, что граждане смогут зафиксировать нарушения, если у них отказываются принять документы или предъявят требования, обоснованность которых неочевидна. Как только общественники начнут сигнализировать о проблемах в правительственную комиссию под руководством Сергея Нарышкина или через Общественную палату апеллировать к ФМС или МВД, рабочая группа сможет формулировать дополнительные стандарты, обещает он.

По мнению одного из разработчиков регламента, проректора ВШЭ Льва Якобсона, в идеале следовало бы установить в присутственных местах автоматы, фиксирующие время ожидания гражданина, и по их показаниям штрафовать чиновников-нарушителей. А при звонках граждан после пятого гудка – опять же в идеале – должен срабатывать автоинформатор. Но речь идет о немалых затратах, и прописать в таком документе инструменты контроля и возможные санкции сложно. Сейчас специальных контролеров не предусмотрено, признается Якобсон.

Внедрение стандартов должно сопровождаться принятием должностных регламентов госслужащих, напоминает глава проекта по административной реформе Центра стратегических разработок Владимир Южаков: контракт госслужащего установит зависимость его зарплаты от выполнения стандартов. “Но реформа госслужбы отстает”, – признает он. Вслед за первым регламентом будут приняты еще 39: о регистрации недвижимости, о кадастровой оценке земель, о работе иностранцев и т. д.