Гражданская война


В арбитраже подвели итоги 2005 г. Как рассказал председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов на совещании председателей судов, в прошлом году арбитражные суды рассмотрели 1 467 000 дел – на 20% больше, чем в предыдущем году. Рост обеспечило административное судопроизводство: по словам Иванова, только 25,7% рассмотренных арбитражными судами споров возникали из гражданских правоотношений [когда в споре не участвует государство], подавляющая часть – 71% – лежала в административной области [т. е. истцами или ответчиками являлись госструктуры]. Иными словами, государство с бизнесом судится вдвое чаще, чем коммерсанты между собой.

Как свидетельствует статистика, подавляющее большинство административных споров – это иски о взыскании обязательных платежей и штрафов. То есть фискальные органы гораздо чаще подают в суд на неплательщиков, чем наоборот. Так, в общем потоке налоговых дел доля фискальных претензий составляет 87%, и только каждый десятый спор – это попытка предпринимателей оспорить акты налоговых органов.

Эксперты не удивлены тем, что в сфере экономических споров сегодня самым агрессивным сутяжником выступает государство. Примерно такая же статистика наблюдалась и в прошлом году, отмечает управляющий партнер компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Сергей Пепеляев. “Это ситуация гражданской войны в бизнесе, – констатирует эксперт. – Это свидетельствует о том, что основные проблемы лежат не в сфере отношений бизнес – бизнес, а в сфере бизнес – государственные органы. И что на самом деле никаких комфортных условий, в рамках которых можно вести бизнес, не существует”.

С этим согласны и парламентарии. “У нас рыночная риторика и “совковый” инструмент”, – констатирует глава комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников. По его мнению, интересы государства подменяются интересами бюрократии – чиновники используют административные рычаги, отстаивая собственную точку зрения. “Действующая власть наглядно демонстрирует, что она готова вмешиваться в бизнес”, – сетует сенатор.

По мнению Антона Иванова, все же нет оснований говорить о налоговых репрессиях. Львиная доля инициированных налоговиками споров – это требования об уплате штрафов, связанных с нарушениями налогового законодательства, поясняет председатель ВАС: “Они незначительны по сумме и отражают существующие реалии, когда налоговые органы штрафуют за небольшие правонарушения”. Иванов напоминает, что в январе 2006 г. вступил в силу внесудебный порядок взимания небольших налоговых штрафов, такая мера должна основательно сократить количество обращений в суды со стороны налоговиков. Это издержки правового регулирования, соглашается Юрий Воробьев из компании “ФБК-Право”: вводя систему судебной защиты предпринимателей, законодатель перестарался, распространив ее даже на “копеечные штрафы”.

Общаясь с журналистами, глава ВАС отметил, что фискальная служба далеко не всегда побеждает в судах. Согласно статистике ВАС, выступая в качестве истцов, налоговые органы выигрывают около 70% споров. Но если в суд приходят налогоплательщики, они также выигрывают примерно в 70% случаев.