Enel заплатит Березкину


Одной из главных задач энергореформы было привлечение в отрасль частных инвесторов. Но долгое время чиновникам не удавалось реализовать эту идею, а сама энергореформа свелась к технической реорганизации РАО. Но холода и ограничения, с которыми столкнулись российские потребители этой зимой, вновь заставили правительство поднять вопрос о частных инвестициях в электроэнергетику. В феврале президент Владимир Путин поручил правительству в течение месяца подготовить условия привлечения в отрасль “частного капитала, как отечественного, так и зарубежного”.

Но поскольку выставлять на продажу генерирующие компании правительство по-прежнему не спешит, инвесторы начали с покупки сбытовых структур. На минувшей неделе Enel объявила о покупке 49,5% энерготрейдера “Русэнергосбыт”, входящего в группу ЕСН, за $105 млн. При этом итальянский холдинг получит право участвовать в оперативном управлении “Русэнергосбытом”. Это первая сделка по продаже энергосбытовой компании в России, отметил представитель РАО “ЕЭС России”, добавляя, что вслед за ней должны последовать и другие.

“Вхождение западного инвестора в энергосбытовой бизнес ЕСН важно для реформы электроэнергетики, – говорит представитель ЕСН. – Опыт Enel позволит повысить качество обслуживания клиентов “Русэнергосбыта”. Деньги от сделки, по его словам, ЕСН намерена потратить на приобретение генерирующих активов.

“Сделка [между Enel и “Русэнергосбытом”] логична и закономерна, – считает заместитель гендиректора сбытовой компании “Транснефтьсервис С” Станислав Ананьев. – Пока ОГК и ТГК не выставляются на продажу, единственной возможностью для частных инвесторов прийти на российский энергорынок является покупка независимых сбытовых компаний”. В отличие от сбытовых компаний, принадлежащих РАО ЕЭС, у независимых уже отлажена структура бизнеса и взаимоотношения с потребителями, отмечает Ананьев. По его словам, сбыт пока единственный сектор в энергетике, в котором развивается конкуренция.

Между тем управляющий директор фонда Halcyon Advisors Дэвид Херн, напротив, называет сделку между итальянским энергохолдингом и “Русэнергосбытом” “не характерной для российского рынка”. “Русэнергосбыт” – нетипичная сбытовая компания, она работает с крупными монополиями и находится на особом счету. То, что Enel купила неконтрольный пакет “Русэнергосбыта” за большую сумму, вовсе не показатель, что сбыты будут выгодно распродаваться в России, полагает Херн.

Представитель ЕСН с этим не согласен: Enel руководствовалась исключительно экономическими соображениями, а не политическими. Enel давно работает на российском рынке и сотрудничает с ЕСН с 2002 г. Тогда компании впервые объявили о планах создать на паритетных началах совместную управляющую структуру для участия в тендерах по продаже оптовых генерирующих компаний. В 2004 г. их СП Enel ESN Energo выиграла конкурс РАО “ЕЭС России” на управление Северо-Западной ТЭЦ.

Ананьев говорит, что к “Транснефтьсервис С” частные инвесторы проявляют большой интерес, но признается, что “пока иностранцы осторожничают”. Впрочем, по его словам, цена сделки между Enel и “Русэнергосбытом” достаточно высока для неконтрольного пакета.

“Это позитивная новость с точки зрения развития энергетики”, – заявил “Интерфаксу” Александр Рязанов, зампред правления “Газпрома”, крупнейшего клиента “Русэнергосбыта”. Рязанов считает, что опыт Enel в управлении энергосбытовым бизнесом позволит предприятиям “Газпрома” снизить издержки за счет энергосбережения и “повысит эффективность работы концерна”.