ЦБ пригласил прокуроров в “Финам”


О разногласиях ЦБ и “Финама” стало известно в феврале. Тогда Банк России официально сообщил, что не регистрировал кредитную организацию под названием “Инвестиционный банк “Финам” и не выдавал ей лицензию на банковские операции. Действия ЦБ спровоцировало решение компании назвать подразделение, созданное для управления активами, проведения IPO и консультаций клиентов при покупке и продаже компаний, дивизионом “Инвестиционный банк “Финам”. “Это устоявшаяся мировая практика – называть такую деятельность инвестиционно-банковской, а институты, которые ею занимаются, – классическими инвестбанками”, – объясняет гендиректор “Финама” Виктор Ремша.

Вчера в противостоянии компании и ЦБ появился новый участник. Департамент общественных связей ЦБ сообщил, что Центробанк обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить компанию и ее дивизион на наличие фактов незаконной банковской деятельности.

Ни сам “Финам”, ни “Инвестбанк “Финам” банковскими операциями не занимаются, уверяет Ремша. “[Для этого у нас] есть Мегаватт-банк, – говорит он. – Все дело здесь исключительно в терминологии”. За разъяснениями “Финам” обратился к своему непосредственному регулятору, Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). И если ФСФР даст рекомендацию не называть деятельность “Финама” инвестиционно-банковской, компания перестанет это делать, говорит Ремша.

В Генпрокуратуре “Ведомостям” сообщили, что обращение ЦБ по поводу “Финама” туда еще не поступало. “Когда оно будет получено, мы в соответствии с законом в месячный срок проверим компанию”, – рассказал представитель Генпрокуратуры. Первый зампред ЦБ Андрей Козлов вчера не стал комментировать взаимоотношения Центробанка с “Финамом”, а руководитель ФСФР Олег Вьюгин был недоступен.

Президент управляющей компании “Тройка Диалог” Павел Теплухин называет действия ЦБ “вполне обоснованными в связи с особенностями российского законодательства, которое закрепило слово “банк” за кредитными учреждениями – финансовыми институтами, которые занимаются кредитованием”. “Когда я представляю “Тройку” потенциальным клиентам и партнерам, я всегда начинаю со следующей фразы: “Если бы мы находились в Великобритании или США, то мы могли бы назвать себя инвестиционным банком, а в России мы позиционируем себя как инвестиционная группа”, – рассказал “Ведомостям” Теплухин. Впрочем, это не мешает “Тройке Диалог” на своем сайте предлагать клиентам инвестиционно-банковские услуги. Такие же услуги есть и у “Ренессанс Капитала”. Еще дальше пошла Объединенная финансовая группа, которая прямо именует себя на своем сайте “ведущим инвестиционным банком на российском рынке”. Ее представитель от комментариев отказался.

А вот в “Атоне” инвестиционно-банковских услуг клиентам не предлагают. “Мы сознательно отказались от этого термина, чтобы не иметь проблем с законом”, – признается топ-менеджер инвесткомпании.

Юрист фирмы “Нерр Штифенхофер Лутц” Артем Васильев полагает, что претензии Центробанка к “Финаму” обоснованны. Впрочем, по его мнению, даже рекламировать инвестиционно-банковские услуги без наличия лицензии на банковскую деятельность неправильно. “Такая реклама будет признана не соответствующей требованиям банковского законодательства”, – полагает Васильев.