Рукодельницы против дизайнеров


Известные модельеры часто пользуются услугами petit main, что может означать и “подручная швея”, и “рукодельница”. Кармен Колле, рукодельница, делавшая вышитые бюстье для Chanel, а также шерстяные кофточки для Yves Saint Lauren и металлические бюстгальтеры для Christian Lacroix, возбудила дело против Chanel. Она подала к компании иск на 5,3 млрд евро ($6,6 млн), после того как увидела в ее бутике кофты и юбки за $1800–3000 из ткани с цветочным узором, разработанным ее дочерью и отвергнутым Chanel. Французский суд, несмотря на протесты компании, принял иск к рассмотрению. Теперь поставщику звезд приходится судиться с совладелицей небольшой трикотажной компании World Tricot.

Дизайнеры соревнуются за контракты с известными модными домами, которые заказывают им, например, вязаные вещи или одежду с вышивкой. Хотя художники редко оформляют авторские права, французские законы позволяют им и в таких случаях защитить свой проект. Однако, признают дизайнеры, потенциальный заказчик может отвергнуть идею, а потом использовать ее бесплатно. “Это неоднозначная ситуация, – говорит Себастьен Барило, делающий вышивку для нескольких модных домов, включая Chanel и Givenchy. – Приходишь на показ мод и видишь дизайн, похожий на тот, что недавно сделал для клиента. Но так уж заведено”.

Кармен Колле решение подать в суд на гиганта индустрии моды “далось нелегко”, но иначе “я бы стала сообщницей”, говорит эта дочь итальянских иммигрантов, начавшая свою карьеру на металлургическом заводе. World Tricot она основала в 1987 г. Позже она стала одной из petits mains, шьющих вручную одежду haute couture. В 1990-х у нее уже появилось два важных клиента – Christian Lacroix и Popy Moreni, а в 1999 г. к ним присоединился и лидер в секторе haute couture – Chanel. В течение пяти лет Колле каждую неделю навещала парижский офис Chanel, каждые пару месяцев представляла свои новые образцы. Если они нравились руководству компании – верховным арбитром выступал Карл Лагерфельд, – World Tricot просили сшить прототип, например юбку или рубашку, с предлагаемым дизайном. В случае успеха World Tricot получала заказ.

Колле будет непросто победить Chanel. На суде представители компании заявили, что узор, являющийся предметом тяжбы, был разработан Chanel, его создала итальянская художница и компания уже давно его использует. Колле же настаивает, что именно ее дочь в 2004 г. связала образец ткани, которую сейчас использует Chanel. Она направила образец дизайнерам компании, а вскоре Chanel прислала Колле образец жилета, попросив сделать его из предложенной ткани. Заказа World Tricot так и не получила, а через полгода Колле увидела этот узор на изделиях в бутике Chanel в Токио. “Я никогда не захожу в бутики, поэтому я не могла поверить своим глазам”, – говорит Колле. По возвращении во Францию она немедленно подала на Chanel в суд. Тяжба затянулась – приговор судья должен объявить в середине мая. Тем временем World Tricot приходится выкручиваться. С момента подачи иска заказов от Chanel не поступало и, по словам представителей компании, не предвидится. В 2004–2005 финансовом году выручка компании, по словам Колле, составила 1,9 млн евро, а на поставки Chanel пришлось 89% оборота. Иссякли заказы и от других модных домов.

Колле уже пришлось уволить четверть своего небольшого персонала из 20 человек. Чтобы компенсировать потери, она создала свою собственную марку трикотажа, Ang?le Batist, которую представляет в Париже, Нью-Йорке и Токио. (WSJ, 28.04.2006, Кирилл Корюкин)