Улетают от “Аэрофлота”

Борис Абрамович подал государству выгодную идею/ Е. Стецко

Настоящий автор этой идеи – гендиректор и совладелец KrasAir Борис Абрамович. Красноярский предприниматель в 1998 г. возглавил KrasAir и начал скупать ее акции, а с 2004 г. добавил к своим активам акции ДАЛ, “Самары” и “Омскавиа”. К 2005 г. все пять компаний стали координировать цены и маршруты, а Абрамович начал уговаривать чиновников одобрить и формальное объединение. “Госпакет мы не размоем”, – обещал тогда в интервью “Ведомостям” Абрамович. Но, по расчетам Росбанка, доля государства в объединенной компании сократилась бы до 32% и стоила бы $79 млн. А нанятый KrasAir оценщик – аудиторская компания “Пачоли” – оценил госпакет в 42,2%, а его стоимость – в $110 млн.

В KrasAir пока не спешат радоваться и от комментариев по поводу резолюции Путина отказались. С самим Абрамовичем “Ведомостям” связаться не удалось. Сотрудник Минтранса уверен, что положительная резолюция президента решит все проблемы с проектом указа о создании AiRUnion. Но чиновник Росимущества говорит, что агентство будет настаивать на передаче госпакета акций KrasAir в капитал “Аэрофлота”. Эта компания тоже хочет укрупниться за счет пяти крупнейших авиакомпаний, включая KrasAir.

О том, что Владимир Путин на днях одобрил создание холдинга на базе пяти авиакомпаний, входящих в альянс AiRUnion, “Ведомостям” рассказали два сотрудника Минтранса и чиновник Росимущества. “О [положительной] резолюции президента уже говорят во всех коридорах”, – замечает один из них. Правда, официально этот документ ни до одного из ведомств еще не дошел, уверяют все трое, и самой резолюции никто из них не видел. Но другой госслужащий, видевший этот документ, рассказал, что слово “согласен” президент написал на обращении двух министров – Германа Грефа (Минэкономразвития) и Игоря Левитина (Минтранс). Они просили Путина одобрить их действия по созданию на базе авиакомпании KrasAir холдинга без сохранения госконтроля над этой компанией, уточнил чиновник.

Росимущество выступило против этой схемы, но Минэкономразвития и Минтранс поддержали Абрамовича. Полгода назад они подготовили проект указа президента о создании нового авиахолдинга. “Объединение приведет к удорожанию госпакета” – такое мнение замминистра транспорта Александра Мишарина передали “Ведомостям” его представители.

В “Аэрофлоте” о президентской поддержке создания AiRUnion ничего не слышали, уверяет директор по стратегическому развитию “Аэрофлота” Сергей Харитонов. “Оценивать саму идею [создания холдинга AiRUnion] мы не можем, потому что она близка нашей, – добавляет он. – Но, по нашим данным, объективной синергии у AiRUnion нет”.

Эксперты тоже разделились на тех, кто за укрупнение “Аэрофлота”, и тех, кто поддерживает KrasAir. Аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова уверена, что ставку стоит делать на “Аэрофлот”. Весь российский рынок авиаперевозок – это лишь 35 млн пассажиров в год и на таком рынке могут работать максимум два-три игрока, рассуждает она. Поэтому “Аэрофлот” должен стать основным международным перевозчиком, а внутренние рейсы могут поделить более динамичные “Сибирь” и UTair, резюмирует Сахнова. AiRUnion действительно терял пассажиров в 2005 г., признает Михаил Ганелин из “Центринвест Груп”: KrasAir снизила перевозки на 5,8%, ДАЛ – на 7,3%, “Самара”– на 6,8%. Но отрасль от их объединения только выиграет, считает аналитик. “С такой конкуренцией выигрывает и пассажир”, – вторит его коллега из Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков.

Впрочем, AiRUnion будет далеко отставать от “Аэрофлота” по финансовым показателям. С парком из 130 самолетов (против 83 лайнеров “Аэрофлота”) выручка нового холдинга вряд ли превысит $800 млн в 2006 г., полагает Ганелин. Даже у “Сибири” прогноз выше – около $900 млн, а у “Аэрофлота” – $2,5 млрд. Судаков уверен, что доходы AiRUnion составят около $700 млн, EBITDA – $15–20 млн. А сама компания будет стоить не дороже $300 млн (вчера капитализация “Аэрофлота” достигла $2,4 млрд).