Одинокий “Волготанкер”


Бизнесмен, знакомый с ситуацией в “Волготанкере”, считает, что из-за того, что деятельность пароходства парализована, оно может потерять и других заказчиков – “Роснефть”, “Татнефть”, “Башнефть”. И, как следствие, оказаться на брани банкротства.

Проблемы с налоговиками начались у “Волготанкера” в 2004 г. По итогам проверки компании за 2001 г. УФНС по Самарской области предъявило пароходству претензии на общую сумму около 740 млн руб. В октябре прошлого года самарский областной суд наложил арест на имущество пароходства стоимостью около 1 млрд руб. После этого представители “Волготанкера” признали, что под арестом находится практически весь флот компании. Кроме того, в ноябре тот же суд арестовал около 70% акций “Волготанкера”, контролировавшихся менеджментом. А 21 апреля “Волготанкер” не смог начать навигацию из-за ареста счетов. “Мы не можем осуществлять производственно-хозяйственную деятельность в полном объеме из-за ограничительных мер: налоговые органы арестовали все наши счета, а арбитраж запретил осуществлять любые сделки”, – рассказал вице-президент по связям с общественностью “Волготанкера” Андрей Клейменов.

В итоге из пароходства начали уходить клиенты. Как стало известно “Ведомостям”, от услуг компании отказался первый заказчик. В пресс-службе “Лукойла” сообщили, что компания в этом году не перезаключила договор с “Волготанкером”. Назвать перевозчика, с которым “Лукойл” намерен работать в этом году, в пресс-службе отказались, но отметили, что будут пользоваться не только железнодорожным, но и речным транспортом. По словам представителя “Лукойла”, сбытовые структуры компании расположены по течению Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Клейменов не стал комментировать отказ “Лукойла” от услуг его компании, отметив лишь, что “сохранить клиентов в такой ситуации, конечно, сложно”.

Получить комментарии в “Роснефти” и “Башнефти” не удалось.

Сама компания, похоже, уже не верит, что сможет выкарабкаться из кризиса. На днях совет директоров “Волготанкера” принял решение о том, что единственным выходом может быть передача контроля над компанией государству. Но как именно государство могло бы получить пароходство в собственность, в “Волготанкере” не уточняют.

Но, по мнению директора по развитию бизнеса норвежской нефтетранспортной компании Fearnleys A/S Михаила Перфилова, “Волготанкер” все же имеет шансы открыть навигацию этим летом. “Насколько мне известно, менеджеры “Волготанкера” активно пытаются решить эту проблему, и, учитывая, что многие заинтересованы в начале навигации, возможно, компромисс все же будет найден”, – заявил он. Однако в целом, по словам эксперта, поставки нефтепродуктов по Волге в этом сезоне сократятся даже по сравнению с тремя предыдущими годами. Тогда объемы транспортировок неизменно падали. В этом году “Волготанкер” сможет доставить не более 4 млн т, хотя полностью заменить на Волжских речных путях его не сможет никто, а в качестве альтернативного перевозчика может рассматриваться лишь железная дорога, считает Перфилов.