В погоне за былой славой


Основателя легенды Кремниевой долины, гендиректора Sun Скотта Макнили на прошлой неделе сменил 40-летний Джонатан Шварц, сделавший карьеру внутри компании благодаря неординарному стилю управления. Перед ним стоит непростая задача возродить былое могущество Sun, и некоторые аналитики задаются вопросом, достаточно ли у Шварца управленческих способностей для этого.

Макнили, сыгравший главную роль в выборе преемника, отвечает на этот вопрос однозначно “да”, ссылаясь на множество удачных и остроумных решений, которые Шварц успел принять за 10 лет своей работы в Sun. “Ни у кого нет сомнений в его дальновидности”, – говорит Макнили, сохранивший за собой пост председателя совета директоров корпорации. Между тем у многих на Уолл-стрит такие сомнения имеются. Это вызвано тем, что Шварц отказывается радикально сокращать рабочие места ради оздоровления финансового положения Sun.

“Не ясно, сможет ли Шварц взглянуть на компании по-новому и объективно, т. е. так, как ей сейчас нужно, – рассуждает Тони Сакконаджи, аналитик из Bernstein Research. – Достижения Шварца выглядят недостаточно убедительно, а по манере мышления он слишком напоминает Макнили”.

Любитель вкусно поесть

Впрочем, между ними не так уж много общего. Макнили, которому сейчас 51, – сын топ-менеджера American Motors, получивший диплом MBA в Стэнфордском университете. В разговоре на темы менеджмента он до сих пор использует метафоры из области автомобилестроения. Кроме того, он увлекается конным спортом, хорошо играет в гольф и нередко выходит на лед с клюшкой.

Шварцу – 40, его характерной чертой являются собранные в хвостик волосы. Он изучал математику и экономику в Уэслианском университете в Коннектикуте. Макнили обитает в большом особняке в элитном квартале Портола-Вэлли, а Шварц живет в непритязательном квартале Мишн, где наряду с обеспеченными завсегдатаями модных ресторанов можно встретить и немало бездомных. На вопрос о хобби новый гендиректор Sun отвечает: “Люблю вкусно поесть”.

Свою карьеру Шварц начал в консалтинговой фирме McKinsey. Затем работал в стартапе Lighthouse Design, компании-разработчике программ. В 1996 г. Шварц перешел в Sun после того, как корпорация купила Lighthouse. В Sun он сменил несколько должностей, в частности руководил деятельностью, связанной с венчурным капиталом, был вице-президентом по корпоративной стратегии и планированию, затем президентом и директором по операциям. Ветераны Sun признают, что Шварц превосходно разбирается в вопросах технологии и много общается с рядовыми инженерами, помогая им и попутно выявляя талантливые кадры.

В последнее время Шварц имел огромное влияние на стратегию корпорации в области программного обеспечения и ценообразования. Например, Sun разрешила бесплатно скачивать операционную систему Solaris, чтобы не отставать от конкурирующей системы Linux, которая также имеет бесплатные версии.

В 2004 г. Шварц привлек внимание, предложив необычную корпоративную услугу аутсорсинга по фиксированной цене. Платя по $1 за час использования машинного времени, заказчик мог запускать на удаленном сервере Sun нужные ему приложения.

Его заслугой стал и весьма агрессивный маркетинг. Недавно Sun разместила в газетах рекламу, в которой сравнивала свои серверы с конкурирующими продуктами Dell: “Неудивительно, что название серверов, которые так сильно греются и медленно работают, рифмуется со словом hell (т. е. ад)”. Представитель Dell в ответ на просьбу прокомментировать эту рекламу заявил, что “компания сфокусировала внимание на клиентах, а не на конкурентах”.

“Пациентам вход воспрещен”

“Джонатан является человеком перемен”, – говорит Джон Фаулер, вице-президент Sun, много лет работавший в подчинении у Шварца. По его словам, Шварц однажды повесил на двери своего кабинета объявление: “Только для докторов. Пациентам вход воспрещен”. Он хотел, чтобы сотрудники приходили к нему уже с решениями проблем, а не с жалобами на них.

Многие инициативы Sun изначально обсуждаются в личном блоге Шварца, весьма популярном среди лидеров ИТ-отрасли. В августе 2004 г. Шварц начал обсуждать в этом блоге возможность покупки Novell, дистрибутора Linux и других программ. Хотя официальных подтверждений этой сделки так и не появилось, акции Novell выросли в цене.

На прошлой неделе в блоге появилось благодарственное послание в адрес Макнили: “Ни один человек не создал больше рабочих мест по всему миру, чем вы”.

Именно рабочие места могут стать для Шварца серьезной проблемой. В марте Джон Шумейкер, бывший вице-президент Sun, раскритиковал корпорацию в деловом журнале Университета Индианы, упрекая ее в нерешительности и нежелании сокращать штат в условиях, когда развитие Интернета привело к сокращению спроса на продукцию Sun.

Шумейкер также припомнил Sun уход операционного директора Эдуарда Зандера в 2002 г. – сейчас Зандер возглавляет Motorola – и раскритиковал решение назначить на его место Шварца.

“Sun упустила возможность найти испытанного, опытного руководителя с высоким потенциалом, – пишет Шумейкер. – Вместо этого на замену Эду был выдвинут молодой человек, который ничем себя не проявил за время работы в корпорации”.

Пол, рост и возраст – не важны

Эрик Джонсон, директор Центра цифровых стратегий в дартсмутской бизнес-школе Tuck, считает, что Sun должна представить своим клиентам более простую и внятную концепцию своих технологий. Но он признает, что Шварц хорошо вписывается в корпоративную культуру Sun. “Он настоящий адепт ее идеологии, – говорит Джонсон. – Такие качества помогают ему работать внутри компании, но, чтобы найти понимание у заказчиков и вернуть Sun ее почетное место в мире информационных технологий, ему необходимо оторваться от внутренней рутины и научиться говорить с крупными фирмами”.

В свою очередь Макнили заявляет, что отношения с клиентами у Sun сейчас развиваются успешнее, чем когда-либо раньше, и что в значительной мере это заслуга Шварца. Макнили подчеркивает, что именно Шварц добился реорганизации линейки серверных продуктов Sun, а также способствовал в 2004 г. возвращению в корпорацию одного из ее основателей – Энди Бектолсхейма, легендарного разработчика компьютерных систем.

Сам же Шварц убежден, что Sun может сохранить имеющиеся рабочие места, а прибыльность будет повышать, увеличивая доходы. На замечания относительно его молодости он отвечает резко: “Такие вещи, как пол человека, его физический рост или возраст, никак не связаны с организаторскими способностями и творческой энергией”. (WSJ, 26.04.2006, Александр Силонов)