Со спокойной душой


Ой, да что вы. Спохватились!

У нас все аксессуары уже в середине августа разбирают. А к началу сентября вообще ничего не остается», – в голосе продавщицы с первого, женского этажа бутика Etro звучала неподдельная гордость. Продавщицам из отделов Etro, Moschino, Dolce & Gabbana действительно есть чем гордиться и чему радоваться. Особенно учитывая тот факт, что они получают проценты от продаж пальто, замшевых сапог и шелковых юбок.

Дело в том, что в Москве новейшие женские вещи разлетаются со скоростью, которая озадачивает даже видавших всякое оформительниц витрин из Милана. Выставит приглашенная звезда мерчандайзинга в витрине расшитый кусочками сантиметровой ленты шерстяной пиджак, а через два теплых августовских дня такие пиджаки в бутике кончаются.

Думаю, если бы поставки в московские магазины не были разбиты по времени, новые женские коллекции в городе заканчивались бы уже к 1 сентября. А так кое-что можно купить и в октябре, кое-что – и в ноябре.

Как такое возможно, особенно учитывая бесчеловечность московских цен, не очень понятно. И кто все эти прекрасные, совсем не ограниченные в средствах покупательницы, я тоже не знаю. Впрочем, даже покупательницам с вполне ограниченными средствами приходится поторапливаться, чтобы не слышать от продавщиц сочувственное «Спохватились!» Да и вообще на душе спокойнее, когда в августе уже куплены перчатки на кашемировой подкладке.

Совсем другое дело – мужские вещи. Один из начальников московского Benetton рассказывал, что в первые годы работы постоянно впадал в панику. Потому что у него все женские пуховики раскупались еще в сентябре, а вот мужские висели. Висели в сентябре, висели в октябре, висели в ноябре – если ноябрь выдавался мягким. А потом 15 ноября наступали заморозки, и 16 ноября по всем магазинам прокатывался прямо-таки смерч. Из-за чего 17 ноября ни одного мужского пуховика в продаже не

оставалось. В более дорогих магазинах ситуация отличается от бенеттоновской не слишком сильно. «Конечно, за последние годы появились покупатели, которые следят за тенденциями, читают журналы, смотрят показы, – рассказывает рослый гибкий продавец из «Калигулы». Но пока в Москве в мужской моде спрос появляется, как бы это сказать, сезонно», – снисходительно продолжает он.

«Пока уши не отморозят, за шапкой в магазин не затащишь», – так формулирует ту же самую мысль моя подруга – жена компьютерного дизайнера и мама двенадцатилетнего сына.

Она было пыталась заранее покупать своим мужчинам хотя бы шарфы и перчатки, но из этой затеи ничего не вышло. Мужчины, наделенные наследственным художественным вкусом и наследственным же сложным характером, от купленных вещей отказывались. И ей приходилось носить все самой. Не пропадать же добру.

Зато подруги в один голос одобряли ее полосатые шарфы Paul Smith и маленькие черные шапки-колпаки Issey Miyake и завистливо спрашивали: «Где ж ты это раздобыла?»

Словом, эта моя подруга теперь освоилась с мужскими магазинами и дает советы: «С пальто и сапогами время терять никак нельзя, а вот за аксессуарами в Москве можно хоть до первого декабря охотиться – по мужским отделам. Встречаются отличные ушанки небольших размеров, шарфы веселых расцветок и даже перчатки – на миниатюрную мужскую руку». – Потом добавляет: – Если принести домой шапку и сказать: «Вот купила тебе головной убор», муж ни за что носить не станет. А если сказать: «Вот нашла себе в мужском отделе, одобряешь?», то непременно отберет и до апреля снимать не будет. Мне же только того и надо – чтоб уши не отморозил».