Зидан в деталях


Когда режиссеры Дуглас Гордон и Филипп Паррено в позапрошлом сезоне задумали снять фильм о французском футболисте Зинедине Зидане, они, конечно, и предположить не могли, что жизнь приготовит им такой сюрприз. Режиссеры поставили 17 камер, которые следили за каждым движением Зидана во время игры мадридского «Реала» с «Вильяреалом» на стадионе «Сантьяго Бернабеу». 90-минутный фильм, смонтированный из этих кадров, должен продемонстрировать то, чего никогда еще не видел зритель: ювелирные движения одного игрока в течение всего футбольного матча.

Зрителю предстояло отвлечься от самого матча, от игры обеих команд и сконцентрироваться на портрете одного человека. Нам должны были в мельчайших деталях показать его изящество, атлетизм и высокий дух спортивного соревнования.

В Зидане режиссеры нашли идеального героя: это самый искусный и самый дорогой игрок своего поколения, уроженец Марселя, суперзвезда алжирского происхождения, заставивший Францию иначе взглянуть на себя — пусть всего на несколько головокружительных дней после победы на чемпионате мира 1998 года. «Необходимость создать такой портрет продиктована эстетической безупречностью игры Зидана», – объясняли режиссеры.

Но между окончанием работы над фильмом с пышным названием «Зидан: портрет XXI века» и его показом на Эдинбургском кинофестивале возникло некоторое осложнение: чемпионат мира 2006 года. Точнее, финал чемпионата, в котором «эстетическая безупречность» была скандально скомпрометирована хулиганским ударом головой. Выдающаяся карьера закончилась позором, и самым потрясающим зрелищем спортивного года стал Зидан, покидающий поле.

Это была трагедия. Что заставило его сорваться? Расистские высказывания итальянского защитника Марко Матерацци? Ругательства в адрес матери и сестры Зидана? Разочарование? Усталость? Расследование ФИФА установило, что грубое высказывание о сестре Зидана действительно имело место. Оба игрока получили временную дисквалификацию. А фильм Гордона и Паррено внезапно стал интересен гораздо более широкой аудитории, хотя режиссеры и осознают, что их кино не может соперничать в изобразительной ясности с тем, что все мы увидели этим летом.

Фильм захватывает. Те, кто не смотрит футбол постоянно, будут удивлены, насколько редко Зидан активно включается в игру. Большую часть матча он трусит по полю, держится подчеркнуто неатлетично, ничего не говорит. Он показывает лишь один-два хороших удара. Интригующий парадокс: от одаренных спортсменов, привыкших к поклонению, мы ожидаем яркости. Но Зидан выглядит так, будто предпочел бы сейчас оказаться где угодно, только не на стадионе. Его лицо угрюмо, движения скованны, и он никак не меняется, когда «Реал» пропускает гол.

А потом к Зидану попадает мяч –

и мы видим шквал потрясающей активности. Все 17 камер пытаются уследить за ним. У защитников нет ни единого шанса: несколько касаний, пара обманных маневров — и Зидан оставляет их всех позади. Он бьет левой под самым сложным углом, и Роналдо остается только сделать простой удар головой – гол! 1:1!

Вот яркость Зидана, вот его красноречие: все уложилось в пять секунд бури и одну передачу. Товарищи по команде, в том числе Дэвид Бекхэм, самозабвенно ликуют, но на лице Зидана только полуулыбка тихой удовлетворенности. После того как «Реал» забивает второй гол, его настроение улучшается. Он шутит с бразильским защитником Роберто Карлосом. Он почти смеется. Его дело сделано.

Или почти сделано. Игра – и фильм –

круто меняются в финале. Но нехорошо раскрывать подробности – ведь это своего рода триллер. Однако именно финал дает ключ к пониманию того, что произошло с Зиданом в Берлине, когда он нанес Матерацци удар, который называли ударом за Францию, за Алжир, за мусульманских женщин, за мусульманских мужчин. И еще говорили, что так талант ответил посредственности.

(FT, 18.08, Елена Парина)