Читайте атласы


“Книга года” – конкурс загадочный. Его учредитель – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Число номинаций из года в год колеблется от 10 до 15. Это примерно все, что мы знаем. Имена членов жюри не разглашаются. Критерии отбора и цели, названные в Положении, лежащем на сайте агентства, звучат смутно. Как сказано в этом документе, конкурс существует для “поддержки российского книгоиздания”, “пропаганды чтения в России” и отмечает “лучшие” романы и “лучшие” же стихи, получившие “общественное признание”... Не слова, а нолики, к которым можно приписать любые цифры и получить любой результат.

Между тем от книжной премии, учрежденной правительственной структурой, хотелось бы большей внятности. Поскольку денежного приза у конкурса не существует, лауреатам вручают лишь статуэтку и диплом, очевидно, что награждение победителей – жест идеологический. Политический жест. Но кто определяет у нас политику в области литературы? Кому главный “агент” по печати Михаил Сеславинский поручает ею заниматься?

Конечно, если не имена, то систему ценностей анонимного жюри можно реконструировать по результатам. Но, как выясняется, она такая же зыбкая, как количество номинаций. В прошлом году “прозой года” были признаны книги Василия Аксенова и Александра Кабакова, из чего легко можно было бы заключить, что жюри нацелено на высокую литературу. Однако в этом году победителем в той же номинации стал пермский автор Алексей Иванов с романом “Золото бунта, или Вниз по реке теснин” (М.: Азбука). Уральский детективный эпос о сплавщиках, стилизация под ХVIII век, ломящаяся от диалектизмов и архаизмов, затейливая и качественная, но скорее беллетристика в народно-орнаментальном духе, чем литература больших идей. “Борис Пастернак” Дмитрия Быкова и “2017” Ольги Славниковой, тоже вошедшие в короткий список, кажутся и весомей, и глубже, жаль, что они остались за бортом.

И все же премировать Иванова стоило – но лучше бы как “самого успешного автора года”, жаль, такой номинации в конкурсе нет. “Золото бунта” разошлось тиражом в 60 000, а за истекший литературный сезон вышло еще целых четыре книги писателя, из них две – давние юношеские произведения.

Выбор сборника стихотворений (номинация “поэзия года”) Андрея Вознесенского вопросов не вызывает – премировали литературного патриарха, и тут уже не до качества его стихотворений. В основной номинации, “книга года”, победил “Большой атлас России”, изданный АСТ, – красивый, толстый, на языке карт рассказывающий о российской истории, географии и природе. Тут прослеживается хоть какая-то логика – в прошлые годы в главной номинации также побеждали книги энциклопедического характера о России – том Большой российской энциклопедии, посвященный стране (2004), образец полиграфического совершенства – двухтомный “Век русского искусства” (2005)...

Кроме сборника сказок Кружкова, отмеченных в номинации “Вместе с книгой мы растем”, в финал вышли “учебник года” Александра Лобжанидзе “Планета Земля”, сборник Паскаля Киньяра “Секс и страх” в переводе Ирины Волевич (номинация “уроки французского”, за лучший перевод с французского), комплект “Библиотека первичной медико-санитарной помощи” (номинация “здоровье нации”). Премированы и “Конституционный аудит” Сергея Степашина (номинация “Россия деловая”), альбом “33 сказки: Иллюстрационный проект” (номинация “ART-книга”), Тульская типография за полиграфию четырехтомника Андерсена. Почему именно они? Да просто так.