Здесь и сейчас


Книга Жана Бодрийяра «Общество по-требления» была написана в 1970 году, но у нас вышла только сейчас. Время для публикации на русском выбрано точно: именно в сегодняшней Москве и нужно читать этот труд знаменитого французского философа и социолога, именно здесь и сейчас он воспринимается особенно актуально. Кажется, что описание общества, тщательно, остроумно и очень зло разложенного Бодрийяром по полочкам, совпадает с Москвой образца 2006 года почти во всем. Ну или очень во многом.

Как и в предыдущей своей работе «Система вещей», где Бодрийяр анализировал окружающий современного человека предметный мир, с западным укладом жизни автор обходится жестко. Даже, пожалуй, еще жестче – «Общество потребления» было написано вскоре после событий 1968 года в Париже, что привнесло в нее мрачно-бунтарскую ноту. Впрочем, хоть Бодрийяр и заканчивает книгу прямым призывом к разрушению пустого и фальшивого общества изобилия («Мы ждем грубых нашествий… которые столь же непредвиденно, но очевидно, как в мае 1968 г., разобьют эту белую массу»), этим бунтом он, похоже, не слишком очаровывается. Революция больше не воспринимается как избавление, скорее как печальная неизбежность, знак конца времен.

Обществу потребления от Бодрийяра достается в первую очередь за исчезновение из жизни настоящих отношений. За то, что глубинные связи между людьми замещаются культом приветливости (но приветливости магазинной, «оплаченной») или социальной заботы (но заботы, маскирующей угнетение еще более жестокое, чем в прежние времена). За то, что человек больше не является драгоценным носителем собственного уникального опыта и осознает себя лишь через других, а общество вовсю провоцирует его на «ускоренное производство» этих функциональных связей. За то, наконец, что мы становимся винтиками в машине потребления, которая лишь на первый взгляд дарит безопасность и комфорт, а на деле подавляет не хуже традиционных репрессивных общественных механизмов.

А еще, считает Бодрийяр, в обществе потребления нет смысла смотреть телевизор – не потому, что по ТВ говорят неправду, а потому, что новости в нем уравнены с рекламой. И там и там главным становится упаковка, способ подачи, а значит, и то и другое – искусственный продукт. И избыток насилия на экране тоже неслучаен. Это своего рода вакцина от реальной жизни, подчеркивающая безопасность домашнего мирка и дающая моральное право на гедонизм.

Сейчас идеи Бодрийяра выглядят почти банально, что не отменяет точности поставленного им диагноза. Впрочем, нам горевать о том, что настоящее в жизни все больше вытесняют суррогаты, пока рано. Ведь, понятное дело, стоит чуть отъехать от Москвы, и описанное французским философом общество перестанет быть так разительно похоже на наше. После книжки Бодрийяра приходишь к мысли, что это даже хорошо.

Бодрийяр Жан. «Общество потребления». – М.: Республика; Культурная революция. 2006