Европейские фармацевты объединятся


По мнению аналитиков, в очереди на приобретение более крупными партнерами британская Shire Pharmaceuticals и французские Ipsen и Servier Laboratories. Пока эти компании либо отказываются говорить о своих планах, либо заявляют, что хотят остаться независимыми.

Но все большее число производителей лекарств пытаются объединиться с более крупным партнером, потому что их собственных средств не хватает на научно-исследовательские разработки. Это необходимо и для того, чтобы оградить важнейшие лекарства от растущей конкуренции со стороны дженериков. “Становится ясно, что только у крупнейших игроков и нишевых компаний есть будущее”, – говорит аналитик Nomura Code Securities Пол Диггл. Поэтому, по его мнению, многие небольшие европейские фармацевтические компании станут частью более крупных.

UCB, которая предложила заплатить за конкурента деньгами и акциями, собирается создать компанию с годовым оборотом более 3,3 млрд евро и бюджетом на разработки размером в 770 млн евро. Schwarz, 60% акций которой принадлежит семье Шварц, сообщила, что будет рекомендовать акционерам принять предложение. По мнению генерального директора UCB Роша Доливо, в одиночку Schwarz было бы сложно проводить клинические испытания и продвигать свои лекарства на рынке, а объединенная компания сможет позволить себе тратить больше на исследования.

Новость о возможной сделке между UCB и Schwarz стала третьей подобной за неделю. На прошлой неделе германская Merck объявила о намерении приобрести швейцарскую биотехнологическую компанию Serono за 10 млрд евро, а ее соотечественница Altana – продать свой бизнес датской Nycomed за 4,5 млрд евро.

“Многие считают, что для новых разработок необходима критическая масса, – говорит Карл Хайнц Кох, аналитик по фармацевтическому сектору германской компании Lombard Odier Darier Hentsch. – Расходы на исследования в последние годы стабильно растут, как и конкуренция со стороны небольших биотехнологических компаний, стремящихся продать лицензии на свои продукты. Мелкие фармацевты соревнуются с большими фармацевтами, и, если вы не достигнете определенного размера, вы проиграете”.

Оборот Ipsen, Servier и Pierre Fabre относительно небольшой – от 800 млн до 2,8 млрд евро, и все они привязаны к местному рынку. По мнению аналитиков, в условиях растущей конкуренции они могут решиться на экспансию за рубежом. “Во Франции врачам и фармацевтам приходится переходить на дженерики, и ценовые факторы становятся все менее благоприятными”, – говорит Диггл. Среди кандидатов на консолидацию называлась также британская Shire с оборотом $1,6 млрд, но, по словам представителя компании Джессики Манн, в Shire уверены в том, что компания сможет развиваться самостоятельно. Еще один возможный объект поглощения – германский производитель дженериков Stada Arzneimittel. (WSJ, 26.09.2006, Кирилл Корюкин)