Ни шагу из центра


“Ведомостям” удалось ознакомиться с одним из вариантов программного манифеста, который “единороссы” сегодня представят общественности. 10-страничный документ имеет рабочее название “Россия, которую мы выбираем”. Его намечено утвердить 2 декабря на съезде партии в Екатеринбурге. Над документом работали несколько групп экспертов, а итоговый текст сводил первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов.

В документе четыре главы: итоги развития страны за шесть лет, оставшиеся проблемы, идеология партии, ее задачи. В манифесте, обильно цитирующем президентские послания, отмечается, что “вертикаль власти, которую оппозиция объявляет отступлением от демократических принципов”, все же “стала инструментом, обеспечивающим эффективную защиту конституционных прав и свобод граждан”, в экономике наблюдается стабильный рост. Но тревожит сырьевой характер роста и нарастание технологического отставания от других стран, а в сфере безопасности – международный терроризм. “Важной частью программы будет критика деятельности правительства, – обещает один из разработчиков. – Отмечаем неэффективность административной реформы и финансово-кредитной политики”.

Базисным для партийной идеологии объявляется термин “суверенная демократия”, введенный в обиход заместителем главы президентской администрации Владиславом Сурковым. Этот термин расшифровывается как “право народа определять судьбу самостоятельно, право формулировать и отстаивать национально-государственные интересы, опираясь на собственный выбор, традиции и закон”. Остаются и тезисы первого программного манифеста (принят в апреле 2003 г.) о строительстве “сильного, эффективного, демократического, социального государства”. Себя “единороссы” называют приверженцами “центризма”, объединяемыми “идеей служения отечеству”, готовыми “решать проблемы, волнующие все общество”.

ЕР не могла не повторить в своей программе базовые тезисы предшествующих ей центристских сил – НДР, “Единства”, ОВР, перечисляет Алексей Макаркин из Центра политических технологий. “Провозглашение себя правоцентристами означало риск отдать внушительную нишу провластно настроенного левоцентристского избирателя формируемой партии Сергея Миронова”, – полагает эксперт. По его мнению, центризм ЕР близок индонезийской партии “Голкар” режима Сухарто, объединявшей более 30 лет госслужащих, офицеров и функциональные группы (студентов, крестьян, женщин и т. д.), и Институционально-революционной партии Мексики 30–90-х гг.

Манифест завершают три приоритетные задачи: борьба с коррупцией, создание экономики инноваций и провозглашенная в последнем президентском послании идея сбережения народа. Предполагается, что манифест дополнят подготовленные к съезду доклады на темы экономики инноваций, промышленной и финансово-кредитной политики, содержание которых еще будет утверждаться президиумом Генсовета, обещает высокопоставленный “единоросс”. По словам одного из разработчиков программы – депутата Андрея Буренина, в одном из докладов речь пойдет о необходимости реформы как в целом бюджетно-финансовой политики, так и Центробанка, совмещающего, на взгляд депутата, слишком много функций. Тем не менее в тезисах ЕР нет “нерва”, который мог бы привлечь новых избирателей, как в 2003 г. привлек их клич “вместе с президентом!”, констатирует Юрий Коргунюк из фонда “Индем”.