Человек из Пьяченцы


Джорджио Армани пытается объять необъятное: только за последний месяц он успел учредить две стипендии в размере 50 тысяч евро для студентов Центрального колледжа искусства и дизайна Св. Мартина в Лондоне и миланского Института Марангони, выступить в качестве приглашенного редактора британской газеты The Independent, организовать показы своих коллекций на лондонской Неделе моды и открыть два магазина в центре английской столицы.

... Я ожидаю встречи с Джорджио Армани в модном ресторане на Абингдон-роуд в Западном Кенсингтоне. Можно сказать, встреча уже почти состоялась: насколько мне известно, Армани в данный момент находится в соседнем зале и наверняка уплетает какую-нибудь отбивную в компании коллег, а я сижу в баре с бокалом воды.

Что ж, приходится смириться: менеджер по связям заранее предупредил меня, что маэстро может опоздать на встречу, потому что сначала ему надо доделать «одно дело». Если учесть, что это происходит за два дня до его грандиозного шоу на лондонской Неделе моды, то такое опоздание вполне извинительно.

Конечно, я понимала, что он сейчас действительно занят. Просто как-то не ожидала, что «одно дело» – это всего лишь обед. «Он уже идет, он сейчас будет, – то и дело подбадривают меня представители кутюрье. – Буквально с минуты на минуту». В конце концов его сотрудники подсаживаются ко мне и начинают рассказывать об экранах высокого разрешения, которые позволят каждому приглашеннному на шоу наблюдать за происходящим во всех деталях. Затем («он вот-вот будет!») следует подробный рассказ о гостях из мира искусства, кино и моды, о трех сотнях самых преданных клиентов Армани, которых ждут на шоу. Потом («он буквально сию секунду выйдет!») я узнаю, как весь огромный зал Earls Court, где будет происходить действо, убирали в темно-синий цвет.

Очень мило. Но все это явно не помогло мне разобраться в своих и без того противоречивых чувствах к Армани. С одной стороны, все, чего он достиг, вызывает у меня огромное уважение, граничащее с благоговением. Единоличный владелец, исполнительный директор и дизайнер крупнейшей в мире частной компании, объем продаж которой составил в прошлом году 5 миллиардов евро. Заслуженно вошел в историю моды как преобразователь классического делового костюма, изменивший манеру одеваться как мужчин, так и женщин.

С другой стороны, несколько по-следних сезонов он вызывает у меня замешательство. Женщины в шароварах (pret-a-porte, осень/зима-2005)? Или в остроконечных шляпках, формой повторяющих вафельные рожки для мороженого (pret-a-porte, весна/лето-2005)? Или в вечерних платьях, перенасыщенных складками и блеском (haute couture, осень/зима-2006)? Я этого не поняла, и, судя по откликам, не одна я. Но вот что интересно: хотя Армани часто обвиняют в том, что он живет в своем уютном, комфортном мире и смотрит на реальность сквозь розовые очки, на самом деле дизайнер вполне осознает, почему мы не понимаем его.

«Я создаю коллекции для тех, кто покупает, а не для модной индустрии», – привычно говорит он, когда наконец появляется у стойки бара. Такой ответ можно принять за отговорку: не понимаете – ваши проблемы, в конце концов вы не мой покупатель. Но он явно подразумевает, что у нас разные задачи: ему надо двигать торговлю – а нам все понять и донести до публики. Ему надо есть – мне надо писать. Все честно.

Между тем Армани, одевающий всю свиту первых лиц, всегда чувствовал себя аутсайдером, непонятым. Потому он и должен постоянно прилагать усилия, чтобы его новые идеи были приняты.

Он родился в 1934 году в Пьяченце. Детство пришлось на Вторую мировую войну. Всерьез увлекся медициной, но интерес к моде все же пересилил: Армани ушел работать к дизайнеру Нино Черрути, овладел портновским мастерством и, наконец, будучи уже зрелым человеком, в 40 лет основал собственный бизнес. Сделать это его уговорил партнер, архитектор Серджио Галеотти, который и стал его исполнительным директором.

«Когда я запускал первую женскую линию (спустя год после основания бизнеса, в 1975 году) все говорили, что я не справлюсь, – вспоминает Армани, явно не в первый раз рассказывая надоевшую историю. – Когда я запускал линию аксессуаров в 2002 году, все говорили, что это вообще не мое. Когда я запускал высокую моду, все говорили, что для нового кутюрье уже нет места». Он мог бы еще добавить, что, когда в 1985 году умер Галеотти, все в один голос твердили, что он ни за что не сможет управлять бизнесом. Конечно же, Армани давно доказал, насколько несостоятельны подобные высказывания. Его высокая мода на редкость прибыльна. И от идеи приобрести его компанию давно отказались не только частные банкиры, но и французский миллиардер, президент группы LVMH Бернар Арно.

«Конечно, было время, когда я мог сделать что-нибудь из ряда вон специально для первых страниц газет, – продолжает маэстро. – Но существуют ведь и совсем другие способы привлечь к себе внимание. Да, показ должен быть зрелищным, но главное все-таки – одежда. Вот почему я всегда оставался независимым. У меня достаточно собственных идей, и я хочу быть уверен, что их услышат».

Слышат ли? «Иногда, – он ненадолго задумывается. – А иногда я чувствую себя Дон Кихотом, сражающимся с мельницами. Все зависит от того, насколько хорошо я выспался».

(FT, 23.09.2006, Людмила Сяткина)