НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Лишние люди


Опустившийся на дно главный герой драмы Льва Толстого “Живой труп” в финале стреляет себе в сердце и избавляет семью и друзей от лишнего человека. Главные герои книги Дэвида Болховера “Живые мертвецы” – представители несметной армии белых воротничков – ежедневно умирают от скуки на работе, но современному крупному бизнесу, по версии автора, на них наплевать, как, впрочем, и топ-менеджерам.

Для доказательства главного вывода Болховер приводит целую подборку любопытных данных, начиная с результатов исследовательских проектов и кончая собственными наблюдениями. Так вот, выжимка из свежайших результатов исследований сухо сообщает, что 14,6% сотрудников американских компаний в рабочее время постоянно сидят в Интернете, 70% любителей порносайтов посещают их в рабочие дни с девяти утра до пяти вечера, используя служебный компьютер, треть молодых профессионалов Великобритании по крайней мере два рабочих дня в неделю страдают похмельем, а еще 48% отметили, что мучаются похмельем как минимум раз в неделю – целый рабочий день.

“Вы когда-нибудь пробовали работать с похмелья?” – задается вопросом Болховер, и если кто-нибудь из читателей будет над ним иронизировать, то я бы лично поостерегся. Британец не только отлично знает русский язык и русскую литературу, напоминая всем, что самым популярным персонажем в ней был хорошо образованный, но погрязший в абсолютном безделье герой, прозванный “лишним человеком”. Он лично знаком с нашим бизнесом и пьянством сотрудников: пару лет автор отработал в крупной компании, где были служащие из России. “Они выросли в Советском Союзе и поэтому без проблем адаптировались в крупной корпорации. Они с детства привыкли к длинным невразумительным речам и бесконечным заседаниям, и в том, как люди пытаются снискать расположение влиятельных людей и любой ценой избегают работы, для них не было ничего необычного”, – пишет автор. Правда, они в отличие от большинства европейских служащих не посещали сайты, где есть “специальные программы для “офисных бездельников”, позволяющие обманывать системы безопасности компании и загружать на компьютер файлы, имитируя перезагрузку, пока вы отошли попить кофе”. Да как не улизнуть от менеджера любого ранга, если в Интернете любой желающий может бесплатно скачать множество полезных программ, помогающих неопознанным бродить по Сети или использовать специальные кнопки, “позволяющие быстро свернуть окна при появлении начальника, и звуковые файлы, имитирующие шелест бумаг, на случай, если босс не может видеть, чем вы заняты, но имеет привычку подслушивать под дверью”?

Лучше всех научились бороться с офисной маетой предприниматели, ведь они в постоянном поиске новых идей. Кстати, Болховер напоминает, что компанией Global Entrepreneurship Monitor (GEM), оценивающей масштабы предпринимательской деятельности в мире, а также ее влияние на экономический рост, была найдена очень сильная корреляция – между уровнем предпринимательской активности в стране и ростом ее экономики. Например, более половины внутреннего валового продукта богатейшей страны мира – Соединенных Штатов – приходится на долю небольших компаний (в которых меньше 500 сотрудников).

“Предпринимательство заразительно, – уверяет автор. – По данным исследования GEM от 2003 г., люди, знакомые с теми, кто создал собственный бизнес в последние полгода, склонны сами последовать их примеру”.

Но настоящих примеров делового успеха, как считает Болховер, очень мало. Виною тому издатели (им следует проверить вывод автора о том, что соотношение покупателей и читателей среднего бестселлера по бизнесу составляет примерно 10 000:1) и сами авторы, которые достают свои старые файлы, “небрежно вставляют их в текст, даже не думая о том, где логичнее всего их расположить, приглашают соавторов, чтобы не слишком напрягаться, и заполняют свои книги массой ненужных графиков и невыносимо скучных и пустых историй, услышанных от других людей”.

В крупных компаниях так же небрежно, как большинство авторов к книгам, к своим служащим относятся их жестокие “родители” – “несчастные и вечно отсутствующие менеджеры среднего звена”, названные Болховером “виагрой корпоративного мира”. Многие из их жертв вряд ли опробуют на деле совет автора – всегда стремиться к работе, которая дает энергию, тогда у работающего “останутся в запасе силы даже в том случае, если атмосфера или менеджер оставляют желать лучшего”. Другой совет: “Если вам нужно неопровержимое доказательство существования и распространенности субкультуры живых мертвецов, просто наберите в поисковом окне Google слова “bored at work” (или “скучно на работе”)”. Я вчера попробовал (но в нашем поисковике) и получил свыше 1 400 000 ссылок.