Провода под землей


Подконтрольная депутату Сулейману Керимову компания “Нафта-Москва” приобрела 45% московского оператора “Макомнет” у дочерней структуры “Менатепа” Antel Holdings. Об этом “Ведомостям” рассказали представители двух компаний – участников телекоммуникационного рынка. То, что покупателем станет Керимов, стало известно уже в сентябре и тогда же была запущена процедура продажи, говорит источник, близкий к “Макомнету”. Как раз тогда из компании ушел ее бывший гендиректор Владимир Малявин, ныне возглавляющий “МТУ-Интел”. Президент Antel Holdings Ltd Сергей Шашурин информацию о продаже “Макомнета” не опроверг и не подтвердил. Гендиректор “Макомнета” Олег Мурыгин отказался от комментариев.

“Макомнет” был последним телекоммуникационным активом группы “Менатеп”. С 2003 г. группа начала активную распродажу операторов, расставшись, в частности, с 49% оператора “Раском” и 45% петербургского “Метрокома” (их купил “Комстар-ОТС”). Продажа “Макомнета” назревала давно – она связана с тем, что “Менатеп” продает свои активы в связи с политическими рисками вокруг владельцев группы, говорит аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. Для “Нафта-Москва”, по ее словам, это приобретение логично – компания получит доступ в метро, купив крупную транспортную сеть в дополнение к уже существующей в ее активе “наземной” сети “Мостелекома”, обслуживающей почти три миллиона абонентов в столице. Толмачева считает это приобретение выгодным для “Нафты” – оператор получает стабильный доход от обслуживания сотовых операторов, пропускающих свой трафик по сети “Макомнет” в подземке. 45%-ный пакет компании с годовым оборотом в $50 млн Толмачева оценивает примерно в $30 млн. Финансовый директор “Синтерры” Артур Акопьян оценивает компанию скромнее: “C учетом финансовых показателей и стоимости инфраструктуры (около 4000 км оптики по Москве в канализации метрополитена) я удивлюсь, если стоимость сделки превысила $12–15 млн”. На сумму сделки, по его мнению, повлияла полная технологическая зависимость от метрополитена, неудобный мажоритарный партнер в лице государства и отсутствие перспектив самостоятельного развития.

“Макомнет” – известный бренд на корпоративном рынке аренды каналов, но в последнее время его бизнес стагнировал и компания не выдерживала конкуренции с другими операторами, соглашается Толмачева. А по словам директора отдела системного анализа “Коминфо Консалтинга” Алексея Чукарина, “Макомнет” будет лучше развиваться в рамках вертикально-интегрированного холдинга, создаваемого “Нафтой”. У “Нафта-Москва” уже есть сеть последней мили – “Мостелеком”, говорит он, будет логично объединить ее с транспортной сетью и создать на этой базе глобальную городскую сеть.