На работу в прошлое


Прежде чем привести в действие бомбу, Скотт с дотошностью садиста со стажем показывает тех, кого он собирается через несколько минут отправить на тот свет, – вглядывается в счастливые лица людей, поднимающихся на новоорлеанский паром для увеселительной прогулки. Но вот паром взрывается, и погибают около пятисот человек. Очевидно, это теракт. Для расследования причин взрыва приезжает следователь из Бюро по контролю за оборотом алкоголя, табака, оружия и взрывчатых веществ. Изображает его Дэнзил Вашингтон (благодаря Скотту он сыграл одну из лучших своих ролей в фильме “В огне”).

Такое сочетание – Тони Скотт, Дензил Вашингтон плюс антитеррористический триллер – уже кажется многообещающим. После бесспорно удачных “Врага государства”, “Шпионских игр”, “В огне”, а также яркого, хоть и не безупречного “Домино” у фильма “Дежа вю” есть солидный аванс. Но, с другой стороны, и спрос с режиссера особый.

Тони Скотт это понимает, он начинает расследование эффектно и захватывающе. Агент Карлин обаятелен и умен, действует быстро и точно. Нам, кажется, собираются показать модный вариант триллера, в котором ловко соединены старорежимная дедукция и ультрасовременные технологии.

Однако вскоре технологии побеждают здравый смысл, и Скотт по-спилберговски лихо сворачивает в сторону квазинаучной фантастики, демонстрируя публике, как с помощью спутников и новейших программ можно заглянуть в прошлое любого человека, да еще и перемещаться во времени. С такой машинкой следствие становится уже лишь скучным делом техники – но, попав в прошлое, агент Карлин в гуманистическом порыве спасает женщину, погибшую еще до того, как взорвался паром.

В прежних своих фильмах Скотт показывал людей во всем разочарованных. Единственное, что им оставалось, чтобы окончательно не потерять себя, – это пожертвовать собой ради другого. Кажется, нечто похожее должно было случиться и на этот раз. Как и охранник из картины “В огне”, Карлин одержим спасением человека и готов идти ради этого напролом, ни с чем не считаясь. Однако агент вовсе не похож на отчаявшегося героя. И никакого разлада с миром у него нет. Это азартный профи, который одержим работой настолько, что готов даже совершить путешествие во времени, чтобы помешать террористу осуществить свой план.

Тем временем режиссер Скотт занимает позицию фаталиста. Тут только и становится ясно, при чем здесь эффект “дежа вю”. Оказавшись в прошлом, Карлин пытается изменить будущее и обнаруживает, что обмануть судьбу не удается. Он оставляет в прошлом те улики, которые в будущем найдет, начав расследование дела. Путаница выходит довольно забавная – похоже, ради нее вся игра и затевалась.

Но ни одну из возможностей, которые давала даже эта несколько притянутая за уши история с путешествиями во времени и просмотром прошлого как реалити-шоу, Скотт не реализовал. Мелькнула любопытная идея – что человек, идущий против времени, может позволить себе абсолютно все, потому что обречен, – и тоже затерялась. Побеждает разве что глуповатый оптимизм.

Окажись Скотт настоящим фаталистом, способным признать поражение современного человека вместе со всеми его технологиями перед фатумом, можно было бы простить ему многие неровности фильма: корявые сюжетные ходы и даже плоские характеры. Но режиссера занимает только забавная сюжетная коллизия: персонажи прыгают туда и назад, как фишки в детской настольной игре.