Спорный недострой


В середине ноября в прокуратуру Ульяновской области обратилась группа соучредителей ЖСК “Берег” – заказчика дома № 41 по ул. Варейкиса в Железнодорожном районе Ульяновска, рассказал первый помощник облпрокурора Василий Зима. По его словам, дольщики жаловались, что на двери их дома неизвестные лица установили запорное устройство и не пускают дольщиков в свои квартиры. Прокуратура возбудила уголовное дело по факту самоуправства компании-застройщика “Промтехрессервис”, которую в 2006 г. приобрела “ГК Герасимовъ”, сообщил Зима.

Этот дом в стадии строительства в 1999 г. ПТРС купил у Ульяновской мебельной фабрики. В 2001 г. 40 инвесторов долевого строительства дома создали ЖСК “Берег”. Председатель ЖСК Анатолий Подболотов утверждает, что в том же году ПТРС заключил соглашение о передаче дома “Берегу”. Сообщить подробности сделки он отказался.

Ни ПТРС, ни его новый собственник не располагают документами, подтверждающими факт этой сделки, говорит пресс-секретарь “ГК Герасимовъ” Нина Кашина. Сразу после приобретения ПТРС новый собственник прекратил строительную деятельность предприятия до завершения юридического анализа документов на дом, сообщила Кашина. “По строительным, проектным и разрешительным документам на дом возникла масса вопросов, сейчас мы устраняем недостатки в оформлении документов”, – говорится в сообщении “ГК Герасимовъ”.

По данным Подболотова, дом практически построен, но не прошел процедуру сдачи, сейчас ведутся отделочные работы. По оценке менеджера одной из строительных компаний Ульяновска, ориентировочная стоимость дома составляет порядка 60 млн руб.

Подболотов утверждает, что соглашение о передаче дома “Берегу” существует и находится у инициативной группы дольщиков. Он рассказал, что после заключения соглашения в кассе ЖСК принимались денежные взносы от соинвесторов, которые поступали ПТРС в качестве оплаты за работу генподрядчика. А 27 ноября 2006 г. представители “ГК Герасимовъ” встретились с дольщиками и потребовали, чтобы они представили компании оригиналы платежных документов по каждому из соинвесторов – якобы для оформления акта приема-сдачи дома. Но для сдачи дома эти документы не нужны, “нам непонятны претензии “ГК Герасимовъ”, негодует он.

Компании просто не могут решить, кто является владельцем дома, полагает Зима из облпрокуратуры.

В ПТРС дать комментарии отказались, переадресовав вопросы новому собственнику. “Если у дольщиков есть документы, которые способны внести ясность в эту ситуацию, компания готова принять их к рассмотрению, чтобы установить истинное положение дел”, – сказала Кашина из “ГК Герасимовъ”.

Юрист самарской коллегии адвокатов “Конс-Инфо” Михаил Лебедев считает оценку ситуации трудной, поскольку никто из участников не может представить регистрационное свидетельство права собственности. “Уголовное дело возбуждено по факту, значит, виновные не установлены. Если вина будет доказана, им грозит либо штраф до 80 000 руб., либо арест на три-шесть месяцев”, – полагает он.

“Если право собственности на дом принадлежит генподрядчику, то новый владелец вернет дольщикам деньги с учетом ставки рефинансирования Центробанка и будет реализовывать дом самостоятельно”, – считает независимый аналитик рынка недвижимости Андрей Бекетов. Он полагает, что у генподрядчика возникли финансовые проблемы и тот не смог самостоятельно сдать дом госкомиссии, поэтому и привлек стороннюю компанию. Дело осложнено тем, что собственности как таковой пока нет, а есть только несданный объект строительства. В том, что туда не пускают людей, ничего незаконного нет, считает Бекетов.

Это не первый конфликт строителей и дольщиков в Ульяновске. В июле УВД области возбудило дело по факту мошенничества в фирме “Капитальное строительство” – около 500 ее дольщиков не получили квартиры, а строительство домов было заморожено. Отчаявшиеся пострадавшие даже взяли штурмом двухэтажный особняк, где расположен офис строительной фирмы. МВД России взяло расследование дела на особый контроль.