Страна благосостояния


Центр стратегических исследований “Росгосстраха” второй год подряд проводит исследование потребительских настроений россиян. В этом году опрос проводился в 11 городах-миллионниках, 23 средних (от 500 000 до 1 млн жителей) и 10 малых городах (от 100 000 до 500 000 жителей). На вопросы ответили 9165 человек.

Выборка была случайна и не имеет отношения к клиентской базе “Росгосстраха”, уверяет директор центра Алексей Зубец.

Судя по результатам исследования, россияне полны оптимизма. Подавляющее большинство опрошенных уверены, что жизнь будет только улучшаться: люди ждут как увеличения собственных доходов, так и укрепления экономики. Индекс потребительских настроений, который рассчитывается исходя из оценки гражданами перспектив роста экономики и личных доходов, резко вырос даже по сравнению с прошлым годом (121,4% против 115%, где 21,4% – разница между положительными и отрицательными ответами).

Россияне рассчитывают на повышение доходов в среднем на 36% в перспективе 5–7 лет. “Люди все больше ориентируются на западные стандарты жизни и повышают экономическую активность в надежде обеспечить их себе”, – полагает Зубец.

Уровень оптимизма растет во всех слоях населения, в том числе среди самых депрессивных групп, несмотря на то, что возможности для быстрого повышения качества жизни есть только у незначительной группы, состоящей из молодежи и людей среднего возраста с высоким уровнем образования, проживающих в крупных и средних городах.

Оптимизм российских потребителей объясним: они опираются на положительный опыт последних лет, рассуждает главный экономист “Ренессанс Капитала” Владимир Пантюшин. Экономика уверенно растет восьмой год подряд, располагаемые доходы населения ежегодно увеличиваются более чем на 20%, средняя зарплата в стране достигла 10 000 руб.

Бизнесу остро не хватает кадров: даже те, кто просто может стоять у станка, не впадая в запои, способны прилично зарабатывать, говорит директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов.

В этом году рост благосостояния наконец затронул самый массовый слой населения, отмечает директор Института социальной политики Татьяна Малева. До сих пор доходы быстро росли только у среднего класса и у самых бедных – за счет помощи государства, объясняет она. Но люди, которые находятся между этими двумя группами (а они составляют 70% населения), практически ничего не получили от роста нефтяных цен. В 2006 г. благодаря изменению социальной политики правительства и реализации национальных проектов эти люди тоже смогли почувствовать улучшение своего положения. Этим и объясняется массовый оптимизм, заключает Малева.

Чрезмерно благодушный взгляд в будущее опасен, предупреждают эксперты. Повышенный оптимизм потребителей приводит к тому, что люди в расчете на быстрое повышение доходов начинают тратить все больше, из-за чего и надуваются пузыри на рынке недвижимости и фондовом рынке, объясняет главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. В ожидании непрерывного улучшения жизни люди набирают банковских кредитов, которые не смогут вернуть. Поэтому неадекватный оптимизм через несколько лет может привести к банковскому кризису, предупреждает он.

До массового помешательства россиянам далеко, уверен Смирнов: большинство граждан сохраняют ясность ума, реально оценивая свои доходы.

А чересчур оптимистическими результаты исследования оказались из-за того, что большинство опрошенных – жители больших городов с хорошим материальным положением. Да и угроза банковского кризиса из-за невозврата кредитов надуманная, уверен Пантюшин. По его подсчетам, размер кредита в среднем не превышает $350 на одного заемщика, а это примерно соответствует размеру среднемесячной зарплаты россиянина.

“Системных кризисов в ближайшие годы не будет”, – соглашается Лисоволик.

Всемирный банк прогнозирует, что российская экономика будет расти в следующем году на 6,5%, а в 2008 г. – не менее чем на 5,5%. А инвестбанк Goldman Sachs предрекает ускоренный рост BRIC – Бразилии, России, Индии и Китая. В 2035 г. они обгонят шестерку самых развитых стран мира, полагает Goldman Sachs.