Крайняя степень гламура


То, что Московский дом фотографии представит в Манеже 23 февраля, легко описывать словами «кич», «гламур», «мещанство» и так далее. Стоит разобраться, почему творчество этой французской гей-пары называют современным искусством и в чем его смысл.

И первый урок зрителю-неофиту – быть толерантным. Перебороть первую реакцию неприятия – уже полдела. Как-никак Пьер и Жиль успели шокировать, очаровать или вовсе отвратить от своего творчества посетителей Музея Орсе, венского Кунстхалле, музеев современного искусства в Нью-Йорке, Сеуле, Шанхае и Русского музея в Петербурге.

Впрочем, тошнотворная сладость произведений Пьера и Жиля не худший вариант современного художественного эпатажа. Это все-таки не трупы Джоэла-Питера Уиткина или расчлененная корова Дэмиана Херста. Фотографии красивых моделей, отретушированные до приторности, помещенные в сказочно-театральный антураж и украшенные, как дешевые эротические или религиозные открытки: розовые зайчики, голубые натурщики, блеск облегающего латекса и дешевое сияние нимбов плюс нарисованные цветочки, обрамляющие картинку, – с таким набором Пьер и Жиль еще в 80-е стали законодателями мод. Хотя на самом деле форма в современном искусстве не так уж важна и главное здесь – идея. Или, лучше сказать, остроумие – не в смысле травления анекдотов, а в прямом значении остроты ума, приложенного к произведению. Где-то, в каком-то месте должно становиться интересно следить за смыслами.

«Красота» Пьера и Жиля одновременно искренняя и насмешливая, от нее веет и подвохом, и романтизмом. Их образы – заведомая ложь, сладкая как мед и доведенная до такого совершенства исполнения, что ее наивность и нелепость невозможно не заметить. У этого искусства простецкие народные корни. Нечто подобное продавалось после войны на любом советском базаре: раскрашенные фотографии кинозвезд и обнаженных красавиц с искусственными или подрисованными цветами. Пьер и Жиль действительно признаются в любви кичу и гламуру, хоть и доводя их до крайности и подтрунивая в связи с этим над собой. Но самую малость.

23 февраля – 18 марта, в рамках второй Московской биеннале современного искусства, Манеж, Манежная пл., 1, тел. 698 16 60