Выпускник меняет профессию


Специалисты “Суперджоб” на основе резюме проследили судьбу более 9000 выпускников (с 1991 по 2001 г.) трех десятков московских вузов. (Согласно другому исследованию этой же компании, по диплому сегодня трудятся не более половины. Среди выпускников последних трех лет этот показатель даже ниже – 40%.) Прямой зависимости смены профориентации выпускников от возраста и престижности вуза не наблюдается. “Пример тому Московская академия образования Натальи Нестеровой (МАОНН), где занятость по специальности соответствует уровню А”, – отмечает куратор исследования Валерия Чернецова, ведущий аналитик центра маркетинговых и социологических исследований “Суперджоб”. По ее словам, лучше всего с трудоустройством по специальности обстоят дела у выпускников тех вузов, которые готовят специалистов широкого профиля. А по доходам сегодня лидируют специалисты “старых” вузов, добавляет Чернецова.

“Устраиваясь по специальности, выпускник старого престижного московского вуза действительно может рассчитывать на оклад на 30–50% более высокий, чем тот, что предлагают его коллегам, окончившим менее престижный вуз”, – констатирует Елена Егорова, директор департамента продаж и развития консалтингового агентства Penny Lane Personnel. “Ряд компаний для закрытия вакансий даже требуют выпускников определенных факультетов определенных вузов, предлагая им высокие оклады”, – кивает головой Александр Казаков, замгендиректора кадрового агентства Exclusive Personnel.

Менять и выигрывать

Елена Окутина в 2002 г. окончила бакалавриат МГИМО по специальности “международные отношения и дипломатия”, а через пару лет защитила магистратуру по мировой экономике, однако работать по специальности не стала. По ее словам, предлагаемые ей места в банках с окладом не выше $700 ее не устраивали. Заняв вскоре должность начальника отдела по связям с российскими и зарубежными СМИ ВДО “Спортивная Россия”, она получила оклад в пять раз больший. “Диплом с хорошими оценками престижного вуза для работодателей гарантия не только фундаментальных знаний, но и серьезного отношения к работе и высоких деловых амбиций”, – рассуждает Ирина Клюсова, директор отделения IT Resources международной рекрутинговой компании Kelly Services. По ее мнению, подобный диплом может оказаться подспорьем при смене специальности. Ее мнение подтверждает и опыт Александра Маркова, который ни дня не работал по специальности “вычислительные машины, комплексы, системы и сети”, которую получил в МГИЭМе в 2001 г. Сегодня Марков – системный архитектор в компании IBS Datafort. Он получает оклад примерно в два раза больший, чем его коллеги, работающие по специальности. “Фундаментальные знания престижного московского вуза дают возможность успешно профессионально расти и не в смежных областях”, – уверен Петр Щучкин, получивший в 2004 г. диплом МВТУ по специальности “инженер оптикоэлектронных лазерных систем”. Он выигрывает в окладе вдвое, работая сегодня программистом в компании “Триумвират Девелопмент”.

Остаться и выжить

Согласно данным “Суперджоб”, подобный поворот карьеры скорее исключение. “Чаще при кардинальной смене специализации выпускники престижных вузов теряют в окладах”, – отмечает Чернецова. По индексу изменения зарплат к лучшему выпускник МГИМО получил самый низкий показатель. Исследование показывает, что средние оклады выпускников этого вуза самые высокие на рынке (свыше 50 000 руб.), при смене же профессии они обычно теряют вдвое. Хотя, согласно тому же исследованию, случаются исключения. К примеру, птенцы не менее престижного Московского физико-технического института (МФТИ), чьи оклады по специальности в среднем составляют 45 000 руб., уходя в другие области, могут рассчитывать и на больший доход.

“В плачевном положении (менее 15% трудоустроенных по специальности) оказались вузы педагогические, – констатирует Чернецова. – Подавляющее большинство выпускников не имеют абсолютно никакого педагогического стажа”. Эту ситуацию, по ее мнению, во многом объясняет то, что в таблице педвузы по критерию “средняя заработная плата работающих по специальности” потянули только на строчки Е (Московский государственный областной университет, бывший МОПИ) и D (Московский педагогический государственный университет). После смены специализации бывшие педагоги вполне обоснованно рассчитывают на большие оклады.

“Подобные рейтинги, возможно, показательны для трудоустройства выпускников, – считает Казаков. – Но через несколько лет после дипломирования работодатели судят о привлекательности кандидатов совсем по другим критериям. Если диплом престижного вуза и может помочь специалисту оказаться в числе наиболее вероятных претендентов на вакансию, то на оклад он уж точно не повлияет”.

“Четырнадцатилетний опыт наблюдения за профессиональным становлением лидеров “новой волны”, многие из которых за это время стали миллионерами, позволяет нам утверждать, что никакого процента “за престижность” у вуза не существует, – утверждает Антон Беклогородов, менеджер проектов консалтинговой компании Ward Howell International. – Рынку нужен молодой специалист с высоким потенциалом, а не просто красивым дипломом. Конечно, серьезные технические вузы – Бауманка, МИФИ, мехмат МГУ, МИРЭА – всегда котировались и отношение к их выпускникам весьма внимательное. Но опыт показывает, что прямой корреляции между именем вуза и успешностью его выпускника в бизнесе не существует”.