Европейская стройка Дерипаски

www.hochtief.de

Подконтрольная Олегу Дерипаске и аффилированная с “Базовым элементом” (“Базэл”) компания Rasperia Trading Ltd приобрела 3% обращающихся на рынке акций германской строительной компании Hochtief AG, говорится в заявлении “Базэла”. В официальном сообщении Hochtief указывается, что Rasperia Trading принадлежит кипрской Valtoura Holdings Ltd., бенефициаром которой является Дерипаска.

2,1 млн акций Hochtief скупались в течение нескольких дней по рыночной цене, уточняет пресс-служба “Базэла”. В четверг они стоили на Франкфуртской фондовой бирже 77,78 евро, в пятницу – 80,4 евро (+3,37%). Покупка могла обойтись Дерипаске примерно в 160 млн евро ($217 млн). Это только начало – “Базэл” уже заявил о намерении увеличить свою долю в Hochtief. Насколько именно, в пресс-службе компании сообщить отказались.

“Переговоры с Дерипаской о создании СП велись в течение нескольких недель. Мы договорились о сотрудничестве в управлении аэропортами, объектами и концессиями. Они интересуются нашими ноу-хау, а мы намерены расширять присутствие на российском рынке”, – говорится в пресс-релизе Hochtief. Компания 80% прибыли получает за границей. Недавно Херберт Люткештраткеттер, с апреля возглавляющий концерн, говорил, что потенциал российского рынка настолько велик, что руководство фирмы рассматривает возможность стратегического партнерства с одной из местных компаний. Сейчас Hochtief участвует в проекте по реконструкции аэропорта “Шереметьево”, строительству железнодорожной станции в “Шереметьево-2” и стадиона “Спартак” рядом с Тушинским аэродромом. Компания построила штаб-квартиру Сбербанка, Mercedes-Benz Plaza, “Берлинский дом” и др.

“Строительство, инфраструктурное развитие и девелопмент являются стратегически важными направлениями для “Базэла”, который намерен развивать партнерство с Hochtief в области строительства и управления аэропортами”, – говорится в сообщении “Базэла”. Авиацией Дерипаска занялся в 2004 г., строительством – год спустя. Сегодня в структуру “Базэла” входит холдинг “Аэропорты Юга”, объединяющий аэропорты Сочи, Краснодара, Анапы и Геленджика, “Авиалинии Кубани” и др. В портфеле принадлежащих Дерипаске “Главстроя” – 4 млн кв. м жилья, “Альтиус-Девелопмент” – более 1 млн кв. м коммерческой недвижимости.

Дерипаска уже пытался стать акционером Hochtief , рассказывает заместитель гендиректора российского представительства Strabag Александр Ортенберг. По его словам, Дерипаска вел переговоры о покупке 25,08% акций компании у мюнхенской инвесткомпании Custodia Holding, но проиграл – в конце марта владельцем пакета стала испанская строительная компания Actividades de Construccion y Servicios, заплатившая за него 1,26 млрд евро. Представитель “Базэла” не стал это комментировать.

Примерно столько же – 1,2 млрд евро – Дерипаска заплатит за 30% акций другой европейской строительной компании, австрийской Strabag, о покупке которой договорился две недели назад. Австрийцы надеялись, что смогут увеличить свое присутствие на российском рынке и им больше не придется беспокоиться о поиске заказов. “Видимо, “Базэл” хочет, чтобы Hochtief строила для него аэропорты, хотя в Европе мы по ним не уступаем”, – рассуждает Ортенберг.

Strabag также интересовалась покупкой 25% Hochtief, говорит Ортенберг: “Нам интересно увеличить объемы работ в Европе”. Блокпакет позволил бы управлять компанией, поскольку других крупных акционеров у нее нет, объясняет он.

Как Дерипаска намерен работать с двумя конкурирующими компаниями, в его пресс-службе не стали комментировать. Сотрудник строительного подразделения “Базэла” сказал лишь, что рынок “достаточно емкий”. “Это разные вещи – владеть 30% и 3% акций, – говорит Ортенберг. – Видимо, здесь есть чисто психологический момент: когда компания выполняет генподряд, а ты являешься ее акционером”.

Ортенберг не исключает создания Дерипаской большого европейского концерна. В феврале Дерипаска нанял двух иностранных менеджеров: Лойренс Махон возглавил сектор инфраструктурного строительства и девелопмента, а Дуглас Ланд – строительных услуг и производства материалов. “Дерипаска умеет играть многоходовки”, – соглашается источник в “Базэле”. Strabag в последние годы консолидировала несколько крупных строительных активов, напоминает гендиректор DB Development Дмитрий Гаркуша. По его мнению, Дерипаска стремится объединить строительные активы, чтобы создать самую мощную корпорацию в этом сегменте. Очевидно одно – интерес Дерипаски к европейским компаниям, работающим в этом секторе, резюмирует аналитик одного из крупнейших банков, следящих за ситуацией с Hochtief.