Новый трофей Богачева


До ноября прошлого года Богачев контролировал компании, владевшие лицензией на разработку одного из крупнейших в мире – Южно-Тамбейского месторождения с запасами 1,2 трлн куб. м газа и 40–60 млн т газового конденсата. Эта лицензия до 2005 г. принадлежала компании “Тамбейнефтегаз”, где доля Богачева была 74,9%, а когда 25,1% в этой компании купила “дочка” Газпромбанка, лицензия была переведена на принадлежащую Богачеву “Ямал СПГ”. “Газпром” оспорил передачу лицензии в суде, по факту незаконного переоформления лицензии было заведено уголовное дело. В итоге Богачеву пришлось выйти из бизнеса: примерно за $400 млн он продал “Газпромбанк-инвесту” 25,1% акций “Ямал СПГ”, а структурам, близким к акционерам “Газметалла” Василию Анисимову, Андрею Скочу и Алишеру Усманову, – по 74,9% акций “Ямал СПГ” и “Тамбейнефтегаза”.

Богачев рассказал “Ведомостям”, куда вложил деньги. В январе зарегистрированная его структурами люксембургская компания Young Energy Prize (YEP, “Новый энергетический трофей”) приобрела 50% в двух ЗАО – “Севергазнефтепром” и “Севергеология”, владеющих лицензиями на поиск, разведку и добычу нефти на четырех блоках в Тимано-Печоре (Ненецкий автономный округ). Другие 50% в предприятиях принадлежат “Татнефти”, указано в отчете компании за IV квартал 2006 г. По словам Богачева, доказанные запасы участков – 50 млн баррелей нефти (6,7 млн т). Сумму сделки и продавцов Богачев не раскрывает. Аналитик Альфа-банка Андрей Федоров оценивает эту покупку примерно в $100 млн.

Вместе с “Татнефтью” Богачев хочет приобрести добывающий блок в Татарстане, но подробности этих планов пока держит в секрете. Представитель “Татнефти” Рустам Рафиков отказался комментировать партнерство с Богачевым.

Но большой бизнес в России в ближайшем будущем Богачев затевать не собирается: “До 2010–2011 гг. я [здесь] больше покупать ничего не буду”.

Зато предприниматель собирается приобретать активы в Африке. Он рассказал, что сейчас закрывает сделки по покупке лицензий на разведку и добычу двух шельфовых участков в Гане и трех – в Марокко с суммарными прогнозными ресурсами нефти и газа 2 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Месторождения были приобретены, по словам Богачева, совместными предприятиями с участием YEP и местных компаний. В Гане это Dewant (в СП ей принадлежит 20%), а в Марокко – ONHYM (25%). Разрабатываться участки в обеих странах будут на условиях СРП, на геологоразведку только в Гане Богачев намерен потратить около $50 млн. “Политическая обстановка в Западной Африке нормальная, только комары, – шутит бизнесмен. – Я всегда стараюсь начинать [здесь] с диалога с местными властями. Сейчас мы ведем переговоры с Мавританией, Сенегалом, Сьерра-Леоне, Гвинеей-Бисау”.

В Западной Африке углеводороды неплохого качества, их можно экспортировать в США, отмечает аналитик МДМ-банка Надежда Казакова. С другой стороны, доказанные запасы региона очень невелики, месторождения в основном шельфовые, а бурить шельф дорого, рассуждает она.