Выгодная переработка


По данным Управления энергетической информации США, средняя розничная цена бензина в стране достигла на прошлой неделе рекордных $3,1 за галлон ($0,82 за литр). На каждом барреле нефти НПЗ зарабатывают более $30 до выплаты налогов и прочих издержек – как в 2005 г. после урагана “Катрина”. Совокупная прибыль ведущих производителей бензина составила в I квартале около $10 млрд – на 50% больше, чем годом ранее.

Росту цен на бензин способствует удорожание нефти: за прошлую неделю цена июньского фьючерса на нефть WTI в Нью-Йорке выросла на 4,1% до $64,94 за баррель. Но это на 16% ниже рекорда 2006 г. Запасы бензина в США сейчас ниже, чем обычно, а спрос на него с приближением лета растет. Мощностей НПЗ не хватает, а импорт в начале года сократился (из-за рубежа США получают 13% бензина).

В последние десятилетия в США был избыток перерабатывающих мощностей. В 1986 г. норма прибыли была мизерной: на каждом барреле переработчики зарабатывали $2. “Мы проводили исследования, чтобы обосновать необходимость избавиться от НПЗ”, – вспоминает Фэдел Гейт, который работал в Mobil (сейчас – ExxonMobil), а ныне – старший аналитик по энергетике компании Oppenheimer. Некоторые компании, такие как Valero Energy, в 1990-е гг. скупали НПЗ по дешевке, а теперь Valero – крупнейшая в Северной Америке нефтеперерабатывающая компания.

Нефтепереработка помогает крупным вертикально-интегрированным компаниям компенсировать падение прибыли от добычи. Прибыль подразделения переработки и маркетинга ExxonMobil в I квартале составила $1,91 млрд (на 50% выше, чем годом ранее). Перерабатывающие операции Chevron принесли ей $1,62 млрд (в I квартале 2006 г. – $580 млн). Еще лучше результаты у компаний, которые занимаются только переработкой: прибыль Tesoro в I квартале выросла в полтора раза, Sunoco – более чем в два раза.

Но ни одна компания не направляет прибыль на строительство новых НПЗ, отмечает Николь Бекер, аналитик по энергетике инвестбанка Bear Stearns; в лучшем случае они достраивают или модернизируют их. Последний НПЗ был открыт в США в 1976 г. Переработчики не уверены в будущем спросе и не хотят вкладывать миллиарды долларов в проекты, на окупаемость которых уйдут годы. (WSJ, 18.05.2007, Михаил Оверченко)