Миллиарды в очереди


Одно из главных событий вчерашнего дня состоялось в здании Федеральной палаты экономики Австрии – это нечто похожее на нашу Торгово-промышленную палату (ТПП). В неприглядное, напоминающее дворец профсоюзов в российском городке здание битком набились миллиардеры и высокопоставленные управленцы: Владимир Лисин, Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Андрей Костин из ВТБ, Владимир Артяков из “АвтоВАЗа”, Вячеслав Синюгин из “ГидроОГК”...

Фурор вызвал почему-то Вексельберг. Местная журналистка объяснила “Ведомостям”, что он самый знаменитый русский бизнесмен. Вексельберг говорил с журналистами около получаса – по-английски.

Президент Путин должен был появиться в палате только для участия в торжественном ужине – он удостоил отдельной аудиенции партнера Олега Дерипаски по канадской Magna Фрэнка Стронака и управляющего директора Зигфрида Вольфа. Роль старших от России по мере сил исполняли председатель ТПП Евгений Примаков и президент РСПП Александр Шохин. С австрийской стороны президента тоже не было: с российскими миллиардами встречались глава палаты Кристоф Лейтль и министр Мартин Бартенштайн.

Представительный состав объясняется просто: россияне приехали в Вену подписать 32 контракта с австрийскими компаниями. Из-за этого изобилия даже возникла длиннющая очередь на сцену, где подписывались соглашения. В ней пришлось постоять и Лисину, и Костину, прежде чем завизировать контракты.

Товарооборот между двумя странами в 2006 г. составил $5 млрд, объявил Примаков. Со времен последнего визита Путина он более чем удвоился, поддержал коллегу Лейтль, добавив, что Россия стала одним из важнейших партнеров Австрии. Примаков тут же посетовал, что хорошо бы, чтобы кроме поставок газа сотрудничество шло и в инновационных отраслях экономики.

Большая часть контрактов была подписана не сырьевиками. К примеру, группа “ГАЗ” наняла инжиниринговую компанию AVL для разработки дизельного двигателя средней размерности, соответствующего нормам “Евро-4”. Выпускаться он будет на “Автодизеле” в количестве 100 000 в год.

“Русские машины” создали на паритетных началах совместное предприятие с Magna по производству деталей из пластика, инвестиции составят 30 млн евро. Базовой площадкой будет Нижний Новгород, мощность предприятия будет более 100 000 комплектов в год. В прошлом году, когда партнеры подписывали предварительное соглашение на этот счет, предполагалось СП и по штамповке. Но “Русские машины” купили пакет акций Magna и компании решили сделать контакты глубже, объяснил “Ведомостям” директор по стратегии “Русских машин” Александр Филатов. СП по штамповке появится позже, а пока партнеры будут детально прорабатывать стратегию СП по пластику и не исключают даже, что будут делать для него дополнительные покупки, сообщил Филатов.

“Ренова-Стройгрупп” самого знаменитого среди австрийцев – Вексельберга подписала соглашение со Strabag, акционером которой стал Дерипаска. Австрийская фирма будет строить первый квартал жилого комплекса в Екатеринбурге, за который взялась “Ренова-Стройгрупп”, объяснил “Ведомостям” президент компании Вениамин Голубицкий. Стоимость контракта он не раскрыл, только напомнил, что проект оценивается в 28 млрд руб., и заверил, что 1 кв. м жилья в этом квартале будет стоить менее $1000.

Лисин, отстояв очередь, поставил подпись под контрактом в 90 млн евро с Andritz, которая поставит в Липецк и Екатеринбург (на “ВИЗ-Сталь”) оборудование для горячей и холодной оцинковки стали.

“АвтоВАЗ” накануне утром подписал соглашение с Magna о разработке автомобиля класса С (неделей раньше в присутствии Путина в Тольятти стороны подписали протокол на этот счет), а в Федеральной палате Артяков поставил подпись под соглашением с Raiffeisenbank о кредите на $500 млн. “Ведомостям” Артяков заявил, что деньги пойдут на текущие проекты компании, в том числе на модернизацию производства.

Костин, дождавшись своего часа, также подписал договор с Raiffeisenbank – о развитии сотрудничества в области долгового и торгового финансирования для финансовых институтов и корпораций. Российские компании закупают оборудование через агентство OeKB. Теперь Raiffeisenbank будет выдавать гарантии, что убыстрит процедуру. Валерий Лякин, член исполнительного комитета VTB Bank (Austria), считает, что кроме металлургов и деревообрабатывающей промышленности, закупающих у австрийцев оборудование, эта услуга может быть востребована и строителями.