Впереди паровозов


Приступили к агитации “яблочники”. Жители многих регионов находят в почтовых ящиках газету “Яблоко России”, чей заявленный тираж в одной Москве – 2,4 млн экземпляров. Среди авторов – лидер партии Григорий Явлинский, депутат Госдумы Галина Хованская, депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. Проект напрямую связан с думскими выборами, признается источник в партии. Газета распространяется по регионам с января, уточняет пресс-секретарь Явлинского Евгения Диллендорф, уверяя, что с выборами издание не связано. По словам Диллендорф, в “Яблоке” стараются работать между выборами, иначе сложно тягаться с другими – финансовые ресурсы несопоставимы.

“Справедливая Россия” распространяет с весны по квартирам свою политическую платформу. Всего брошюр будет 30 млн, пока отпечатана лишь часть столичного тиража. Программу прочтет каждый пятый, надеется источник в партии. В восьми регионах к платформе прилагается бонус – газета “Справедливая Россия”.

Цветное приложение к газете “Время”, выпускаемой партией “Народный союз” Сергея Бабурина, выходит 25-тысячным тиражом. На страницах – ни слова о выборах, зато много информации об идеологии. Многотысячным тиражом по квартирам распространяется и ежемесячник “Патриоты России”, издание одноименной партии.

“Единая Россия” почтовой агитацией не занимается. Технология “от двери к двери” неэффективна: из ста дверей открываются двадцать, а партийным СМИ граждане не доверяют, рассказывает замруководителя центрального исполкома Константин Костин. Единороссы сделали упор на субботники и благотворительные акции для ветеранов. Партийные СМИ будут задействованы накануне выборов.

Нарушения закона нет: агитация начинается с момента выдвижения партсписков, до этого все, что люди находят в почте, – реклама, разъясняет член ЦИК с совещательным голосом Сергей Костенко. Формально это не агитация, согласен руководитель Независимого института выборов Александр Иванченко. В канун думских выборов партии концентрируют финансовые и издательские ресурсы, и видно, что в остальное время они ничего не делали, сетует эксперт. Ранний старт Иванченко объясняет тем, что с начала кампании партии-мейджоры начнут усиленную пропаганду и малые, осознав, что не могут конкурировать, пытаются их опередить. Так бывает каждый предвыборный год – еще до объявления выборов в Госдуму начинается волна партийной агитации: ЛДПР даже пускала рекламу на ТВ, вспоминает политолог Юрий Коргунюк.