НКО: Закон об общественной пользе


Изменение законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций (НКО), происходит практически непрерывно. Самыми заметными инициативами последнего времени стали два документа: первый – закон об НКО, который ввел многочисленные дополнительные административные барьеры и уровни контроля со стороны государства в деятельность некоммерческих организаций. В конце минувшего года был подписан второй документ: очень важный для “третьего сектора” закон о целевом капитале (эндаументе), направленный на создание дополнительных механизмов финансовой устойчивости некоммерческих организаций.

И вот теперь Министерство экономического развития и торговли выходит с еще одной не менее существенной инициативой – проектом федерального закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” (в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля). Данный законодательный акт является продолжением последовательной работы Минэкономразвития по интеграции институтов гражданского общества в процесс административной реформы.

Сначала в 2005 г. в концепции административной реформы вводится тезис о том, что повышение эффективности взаимодействия власти и гражданского общества является ее необходимым условием. Далее в 2006 г. в среднесрочной программе социально-экономического развития РФ появляется целый раздел “Развитие институтов гражданского общества”, который говорит в том числе о необходимости создания благоприятного налогового и правового режима для НКО. Концепция нового закона уже согласована с Минфином и Минюстом, и его внесение в Думу запланировано уже на осень 2007 г.

По сути, закон подразумевает три группы существенных изменений в имеющееся положение дел. Во-первых, предлагается упорядочивание организационно-правовых форм благотворительных организаций – теперь число форм НКО, которые могут претендовать на статус благотворительных, значительно расширится.

Во-вторых, вносится целый ряд поправок собственно налогового характера, касающихся как налогообложения НКО, так и налоговых вычетов для доноров – физических лиц и подоходного налога непосредственных получателей помощи. Во многом эта часть законопроекта основана на тех налоговых поправках, которые с 2002 г. разрабатывались группой НКО и затем были поддержаны и доработаны Комиссией Общественной палаты по благотворительности и милосердию. В частности, предусмотрено введение специального налогового режима для тех НКО, которые либо вовсе не занимаются предпринимательской деятельностью, либо ведут ее строго в поле своей миссии. Примечательно, что переход к этому существенно облегченному налоговому режиму организациям предлагается совершать на добровольной основе – либеральная нота, не слишком характерная для традиционно жестко регламентирующего все и вся российского законодательства!

Помимо этого вводится налоговый вычет для доноров – физических лиц, позволяющий им получать возврат налогов на сумму до 25% их дохода, переданного на благотворительные цели. Ранее эта льгота действовала только при передаче средств в организации, финансируемые из бюджета, и практически не работала на практике. Хочется добавить, что 25% – беспрецедентно большой процент освобождаемых доходов, которому могут позавидовать даже самые продвинутые страны Запада. И последнее, но не менее важное изменение: делаются планомерные шаги по решению одного из самых одиозных налоговых вопросов нашего некоммерческого законодательства – налогообложения получателей благотворительной помощи. Частично этот вопрос был решен в декабре 2005 г., когда от подоходного налога были освобождены получатели разовой помощи, предоставляемой благотворительными организациями. Новые поправки решают целый ряд проблем, связанных с налогообложением безвозмездной помощи инвалидам, детям-сиротам и другим социально незащищенным категориям граждан. Частные лица, получив любую благотворительную помощь от любого лица, больше не должны будут платить подоходный налог.

В-третьих, закон предусматривает целый ряд мер по совершенствованию механизмов общественного контроля. В первую очередь эти меры касаются расширения полномочий Общественной палаты в части проведения общественных слушаний, общественных расследований, экспертизы и т. п. Также вводится ответственность должностных лиц за непредоставление информации по запросу общественных организаций и Общественной палаты.

Несомненно, что предлагаемые изменения – это хорошая новость для НКО, их доноров и благополучателей. Законопроект открывает многочисленные конкретные возможности для деятельности НКО и упрощает жизнь в первую очередь тем организациям, которые оказывают помощь нуждающимся и, более широко, предоставляют социальные услуги. Кроме того, данная инициатива, возможно, станет первым шагом к поистине революционному преобразованию – введению в наше законодательство понятия организаций общественной пользы (public benefit organizations). Именно наличие такой ясно очерченной категории организации на Западе позволяет вводить систему налоговых льгот, не приводящую к злоупотреблениям и гарантирующую максимальную отдачу от деятельности этих НКО при сохранении над ними контроля со стороны общества. Отрадно, что теперь и в России эта идея находит законодательное воплощение.

При всех очевидных плюсах законопроект имеет и некоторые минусы. В первую очередь это традиционная для некоммерческого законодательства и не преодоленная и на этот раз сверхсложность самого текста закона. Несмотря на то что потенциальными потребителями закона являются широкие массы НКО, не всегда искушенные в юридических тонкостях, закон несоразмерно тяжеловесен и местами практически непроницаем. Объяснение этому простое – боясь злоупотреблений, авторы насытили документ разнообразными мелкими оговорками и ограничениями. Помимо этого, как обычно, ключевые положения налоговых поправок должны впоследствии подкрепляться правительственными списками и другими подзаконными актами, что отложит их полноценное введение в силу и потенциально может довольно серьезно ограничить сферу их применения.

И последнее. Хочу надеяться, что совершенствование законодательства, относящегося к деятельности НКО, и дальше будет проходить с их активным участием, как это происходит с настоящим законопроектом. Его разработка происходила на основе материалов, подготовленных НКО, и в постоянных консультациях с их экспертами и практиками, что, как мне кажется, и стало залогом его концептуальной стройности и востребованности. А для совершенствования деталей еще есть целое лето.