Убыточные звезды


В субботу в Петербурге выступили легендарные Rolling Stones. Организованный корпорацией PMI концерт проходил на Дворцовой площади и собрал около 25 000 человек, рассказывает ее президент Евгений Финкельштейн.

Заработать на концерте, который участники рынка считают одним из самых масштабных событий года, PMI не удалось. Затраты на организацию окупились, но прибыли концерт не принес, утверждает Финкельштейн. Он объясняет это большим гонораром музыкантов и высокими организационными затратами. Шоу с пиротехническими эффектами, строительство сцены, а также меры безопасности и прием музыкантов, по его словам, обошлись более чем в $1,5 млн. Гонорар легендарных рокеров Финкельштейн не называет, ссылаясь на условия контракта. Президент другой промоутерской компании NCA Михаил Шурыгин оценивает вознаграждение Rolling Stones до $1,5 млн.

Главной статьей доходов стала продажа билетов – они стоили от 1000 до 15 000 руб. и, по словам Финкельштейна, принесли организаторам до $2 млн. Спонсором концерта был Связь-банк. Банк и PMI не раскрывают размер его взноса. Один из промоутеров оценивает его в $1 млн. Эту оценку подтверждает источник, знакомый с условиями контракта.

Концерты звезд мирового масштаба редко окупаются, говорит Финкельштейн. Так было с выступлениями Aerosmith и Элтона Джона, которые PMI организовывала в этом году. “Даже если заработать на концерте звезд не удается, мы улучшаем свой имидж”, – рассуждает Финкельштейн.

Неприбыльные концерты случаются, подтверждает Шурыгин. Организованные NCA “Снежное шоу” Вячеслава Полунина и фестиваль современной британской музыки UK Flavours не принесли прибыли. Как и фестиваль Stereoleto, один из хедлайнеров которого французская группа Air запросила гонорар примерно в $100 000, добавляет гендиректор промоутерской компании “Светлая музыка” Илья Бортнюк.

Но на большинстве концертов все же удается заработать, отмечает Бортнюк. По его словам, средняя рентабельность мероприятий составляет 10–15%, они приносят организаторам от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов. На концертах Гарри Мура, Linkin Park и Tokyo Hotel удалось заработать по нескольку десятков тысяч долларов, вторит ему Шурыгин. Прошлогодний концерт Depeche Mode, по словам Финкельштейна, тоже оказался прибыльным: продажа билетов принесла около $2 млн, а гонорар и организационные затраты были значительно меньше. Сколько заработала PMI на этом мероприятии, ее президент не раскрывает. Один из его коллег оценивает прибыль примерно в $500 000.

Но выгоднее всего организовывать выступления русских поп-звезд, делится Финкельштейн. Группа “Звери”, Дима Билан или Валерия могут за одно выступление принести больше $20 000, а за серию концертов – до $100 000. Причем таких исполнителей, по его словам, можно привозить в Петербург хоть несколько раз в неделю. Гонорары таких групп, как “Звери”, составляют $25 000–30 000, а они почти гарантированно соберут весь Ледовый дворец, который вмещает больше 12 000 зрителей, добавляет Бортнюк. Это получается далеко не у всех западных артистов, гонорары которых порой в три раза выше, чем у “Зверей”.

Правда, билеты на российских исполнителей, по оценке Финкельштейна, стоят в среднем от 300 до 1500 руб.

Страховкой для промоутеров становятся спонсоры, без которых не обходится ни один концерт. Бортнюк оценивает размеры их взносов от $5000 на небольшие клубные концерты до нескольких сотен тысяч долларов. А Шурыгин говорит, что спонсорские взносы могут доходить до $1 млн.