Партийный бизнес

Партии с радостью включают в предвыборные списки предпринимателей, чтобы улучшить свое материальное положение

Бизнесмены Петербурга активно участвуют в выборах в Государственную думу. Из 102 кандидатов 22 являются бизнесменами и топ-менеджерами компаний.

Сами кандидаты объясняют свое желание попасть в Госдуму активной политической позицией. Пресс-секретарь Юрия Рафальского Артем Менумеров говорит, что Рафальский несколько лет активно участвует в работе «Единой России» и входил в праймериз в первую тройку по молодежной квоте. Кандидат от «Яблока» Андрей Скоркин считает, что в партии состоят грамотные экономисты, и интересуется проблемами ЖКХ, которыми он намерен заняться после прохождения в Госдуму. Евгений Новиков утверждает, что ему близка программа Партии социальной справедливости, от которой он баллотируется.

Бизнесу необходимо иметь свое лобби, а партиям – финансирование, поясняет политолог Татьяна Протасенко. Политолог Мария Мацкевич считает, что бизнес идет во власть, чтобы защитить свои права. «Право собственности легитимно, только если оно признано властью», – добавляет она.

А включение бизнесмена в партийные списки оппозиционных партий – это способ поощрить их как спонсоров, обычно их шансы пройти выборы минимальны, говорит Мацкевич. Предприниматели могут получить известность во время предвыборной кампании и в дальнейшем рассчитывать на место в других законодательных органах более низкого уровня, полагает она.

Кандидаты-бизнесмены говорят, что финансируют свои партии, но не раскрывают размеров помощи. Скоркин утверждает, что помогает «Яблоку» по мере необходимости, а Новиков сделал единовременный взнос. Артем Менумеров утверждает, что Рафальский не спонсирует «Единую Россию», а участвует в ее отдельных проектах.

Председатель исполкома «Единой России» Николай Константинов говорит, что бизнесмены нужны партии для поддержания ее материального положения. При этом он утверждает, что грамотные менеджеры нужны и в политике. Председатель регионального отделения «Яблока» Максим Резник признает, что бизнесмены вносят существенный вклад в избирательные фонды партии, но для того, чтобы стать кандидатом от «Яблока», не обязательно платить какие-либо деньги.

Эксперт Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский полагает, что от участия в политике скорее выигрывают бизнесмены, чем партии. Партии получают только деньги, а предприниматели – возможность лоббировать интересы своего бизнеса, быстро восполняя потраченное на политику.