Аутсорсинг во время еды

Российские компании предпочитают добровольно раскошеливаться на обеды сотрудников в офисе – Трудовой кодекс их к этому не обязывает

По закону. Андрей Шкадов

старший юридический консультант компании «ФБК-право». Договор на обед В российском законодательстве нет положений, обязывающих работодателя заботиться об организации питания для работников. Но в статье 41 Трудового кодекса РФ есть рекомендация о внесении положения о полной или частичной компенсации питания сотрудников в коллективный трудовой договор. В таком случае положение обретает силу закона.

В августе на улице Полковой по техническим причинам было закрыто кафе «Ромашка» – единственное учреждение общепита, где проводили свой обеденный перерыв 700 сотрудников центрального офиса компании «Эльдорадо». «Вопрос об организации питания пришлось решать максимально оперативно, – вспоминает Евгений Михеев, директор по персоналу компании «Эльдорадо». – Во-первых, внутри офиса под кухню оборудовали ранее пустовавшее техническое помещение площадью 150 кв. м, были закуплены холодильники и СВЧ-печи. Во-вторых, заключены договоры с рядом компаний, предлагающих доставку обедов: с учетом 50%-ной дотации их стоимость для сотрудников составила 75 руб. А в обеденное время (с 12 до 14 часов) для желающих были организованы автобусные трансферы (шесть рейсов микроавтобусов на 45 посадочных мест) до ближайшего комплекса «Рамстор», где есть «ресторанный дворик».

Кого не кормят

Тем временем в «БДО Юникон» с переездом в новый офис в районе метро «Павелецкая» вопрос корпоративного питания отпал сам собой. «В бизнес-центре, где мы расположились, проблем с кафе и ресторанчиками нет. А поскольку консалтинг предполагает гибкий рабочий график, каждый сотрудник может здесь обедать, когда ему заблагорассудится», – комментирует Виталий Буза, руководитель департамента по связям с общественностью «БДО Юникон».

А вот их соседи из фронт-офиса «Нестле Россия», благодаря соглашению их руководства и администрации пункта корпоративного питания компании «Содексо Евроазия», пользуются дотационными льготами. Марина Зибарева, менеджер по связям с общественностью «Нестле Россия», не стала раскрывать объемы дотации питания во фронт-офисе и на производстве.

«Дотировать питание, скажем, в небольших консалтинговых компаниях, рекламных агентствах, банках и сфере услуг вовсе не обязательно, – считает Сергей Пятенко, гендиректор Экономико-правовой школы ФБК. – Не все категории служащих заинтересованы в привязанности к определенному месту питания».

Кого кормят

В UC Rusal пункт о дотации на питание как раз включен в коллективный договор. «Ежегодно компания выделяет более $10 млн дотации на питание работникам предприятий, – утверждает Виктория Петрова, директор по персоналу UC Rusal. – Сотрудникам центрального офиса предоставляется бесплатный обед. Работникам на предприятиях – дотация на питание, сумма которой рассчитана на получение комплексного обеда из четырех блюд».

«По данным опубликованного в сентябре ежегодного всероссийского общеотраслевого обзора компенсаций Hay Group, 57% компаний оплачивают питание сотрудникам, причем в большей степени эта льгота распространяется на менеджеров среднего звена, а также на офисный персонал, – констатирует Ирина Чернозубова, PR-менеджер компании. – 47% участников нашего исследования также сообщили о том, что организуют на предприятиях субсидированную столовую – больше всех эта льгота относится к рабочим». Данные были получены на основе опроса 161 компании, среди которых 23% приходится на российские корпорации нефтегазовой сферы и промышленный комплекс, в меньшей степени розница, ТНП, телекомы, 77% – зарубежные компании различных секторов бизнеса.

Тенденцию подтверждает и исследование компании Superjob, проведенное 22 октября на основе опроса 2500 респондентов по всей России. В том, что работодатель дотирует питание сотрудников, признались 19% респондентов. В категории работников с окладом до 9999 руб. таковых оказалось 17%, а в категории высокооплачиваемых сотрудников (свыше 40 000 руб. ) – 25%.

Повар со стороны

«По данным прошлогоднего исследования «Тенденции развития корпоративных социальных программ» Begin Group, в 2007 г. 29% опрошенных компаний планировали расширить соцпакет за счет включения в него дотации на питание», – говорит Ксения Любенко, PR-менеджер Begin Group.

«Низкооплачиваемых специалистов эффективней стимулировать размером окладов. Соцпакетом больше интересуется средний менеджмент. Топ-менеджмент чаще питается за свой счет», – считает Пятенко.

По словам Анны Савельевой, PR-директора «Экопси-консалтинг», руководству ее компании питание не дотируется, для остальных обед стоит 120–150 руб. Питание переведено на аутсорсинг. «Отыскать подрядчика, который смог бы подстроиться под наш безумный график, было нелегко, – вспоминает Савельева. – В конце концов удалось договориться о том, что повар готовит для нас обеды и завтраки, а на вечер можно попросить оставить порцию в холодильнике. Ну и дрожжевые пирожки, которые ежедневно печет наш повар, – настоящий шедевр!»

«Перевод питания сотрудников на аутсорсинг – распространенная мировая практика, – рассуждает Пятенко. – Она позволяет компаниям избавляться от непрофильного бизнеса и дает возможность выбора». «По данным Международной ассоциации профессионалов аутсорсинга (IAOP), при переводе на аутсорсинг средняя экономия составляет около 10% от стоимости функции», – комментирует Максим Лесниченко, коммерческий директор «Содексо Евроазия». – Однако, по данным годового отчета 2005/06 г. «Содексо», в России доля компаний передающих на аутсорсинг вопросы организации питания, – одна из самых низких в мире – около 30% (этот показатель в США – 97%)».