Колумбы сотовой эпохи

Египетский миллионер Нагиб Савирис, владеющий крупнейшим египетским сотовым оператором Orascom Telecom, шутит: его последний бизнес-план родился от отчаяния. Речь идет о попытке получить 25-летнюю лицензию на услуги сотовой связи в Северной Корее

Открытие Востока

Захватить перспективные рынки спешат не только западные компании, но и их конкуренты из развивающихся стран. Например, China Mobile в 2007 г. купила пакистанскую Paktel и готова к дальнейшим приобретениям. Построить телекоммуникационную империю мечтает Сунил Бхарти Миттал, занимающий пятую строку в списке самых богатых людей Индии. Подконтрольная ему Bharti Airtel – самый крупный сотовый оператор Индии (57 млн абонентов) – в прошлом году приобрела лицензию на работу в Шри-Ланке и вынашивает планы экспансии на другие азиатские рынки. Большие планы и у российской АФК «Система», купившей в 2007 г. контрольный пакет в индийской Shyam Telelink. По словам президента «Системы» Александра Гончарука, АФК рассчитывает войти в пятерку крупнейших по числу абонентов сотовых холдингов.

Я хотел показать, что других вариантов не остается, – объясняет Савирис. – Раз в поисках спроса приходится ехать в Северную Корею, дело плохо».

Дышат в затылок

Западные операторы, прежде доминировавшие на мировом сотовом рынке, ныне рискуют оказаться во втором эшелоне: в их странах рынок насыщен. Все больше влияния у компаний – выходцев из стран третьего мира. Роль этих стран активно обсуждалась в феврале на ежегодной конференции Mobile World Congress в Барселоне.

«Три четверти всех новых абонентов, доходов и прибыли поступает из развивающихся стран», – признал Арун Сарин, гендиректор крупнейшего в мире по выручке сотового оператора Vodafone. Две из 10 телекоммуникационных компаний с крупнейшей капитализацией родом как раз из таких стран – это китайская China Mobile (государственная) и латиноамериканская America Movil (контролируется третьим богатейшим человеком планеты – мексиканцем Карлосом Слимом). В ближайшие 10 лет компании из Африки, Азии и Латинской Америки догонят по стоимости нынешних лидеров, ожидает Сарин.

В Европе хорошие перспективы роста разве что у британской Vodafone и испанской Telefónica, вовремя отправившихся покорять развивающиеся рынки. У Telefónica, много инвестировавшей в рынки Латинской Америки, этот регион обеспечивает примерно треть доходов и основной рост. В прошлом году Сарин (кстати, он и сам родом из Индии) подписал договор о покупке за $10,9 млрд контрольного пакета Hutchison Essar, четвертого по числу абонентов индийского сотового оператора. Это самое крупное из приобретений, сделанных западными операторами в развивающихся странах. В Индии сотовый рынок растет быстрее, чем где бы то ни было. Телефон пока есть лишь у 21% местных жителей, а численность абонентов ежемесячно возрастает на 8 млн. Более половины абонентов Vodafone приходится на развивающиеся страны.

На крупнейшем сотовом рынке мира – в Китае в этом году ожидается масштабная реструктуризация: правительство замыслило разделить на части второго по числу абонентов сотового оператора – China Unicom. Тот владеет двумя сетями (CDMA и GSM), и они могут быть поделены между крупнейшими китайскими операторами фиксированной связи China Telecom и China Netcom. Цель властей – ограничить доминирующее положение China Mobile, которая контролирует 70% местного сотового рынка. Сейчас он далек от насыщения: лишь 40% китайцев пользуются сотовыми телефонами. Иностранцам запрещено контролировать китайские активы, но это не большая беда: стоимость доли Vodafone в China Mobile (3,3%) с момента покупки выросла вчетверо. А Telefónica принадлежит 7,2% China Netcom, в 2008 г. компания планирует увеличить долю до 10%.

Новые конкуренты

Недаром активы в развивающихся странах в последние два года резко подорожали. Vodafone покупала Hutchison Essar, исходя из оценки индийской компании в $18,8 млрд – в 17 раз выше ее прогнозируемого на 2008 г. показателя EBITDA. Капитализация западноевропейских сотовых компаний редко превышает их EBITDA более чем в шесть раз.

Впрочем, вряд ли компании третьего мира смогут шагнуть далеко за пределы своих регионов. Это уже продемонстрировала в 2006 г. China Mobile, предприняв неудачную попытку купить люксембургскую Millicom (оказывает услуги сотовой связи в Азии, Африке и Латинской Америке). У сотрудников китайской компании стали возникать проблемы с получением виз, необходимых для инспектирования предприятий в Латинской Америке. Страны этого региона во время холодной войны занимали антикитайскую позицию, поддерживая правительство Тайваня.