О пользе жалоб


Жалобы участников торгов в 2007 г. помогли обнаружить больше нарушений антимонопольного законодательства, чем внеплановые проверки госзаказчиков, подсчитала Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В прошлом году было проведено 11 105 внеплановых проверок, по которым служба выявила 11 477 нарушений и вынесла лишь 465 предписаний. Проверки жалоб более результативны: из 9955 жалоб были признаны обоснованными 58%, по ним выдано 4286 предписаний. По сравнению с 2006 г. количество обращений поставщиков выросло более чем в 4 раза.

Обращение рассматривается в течение пяти дней, что позволяет найти нарушение и предписать его исправить еще до подписания госконтракта, говорит начальник управления ФАС Михаил Евраев. При внеплановой проверке, столкнувшись с нарушением, ФАС, как правило, не может отменить контракт и ограничивается штрафом.

Сумма начисленных штрафов в 2007 г. выросла в 12 раз до 37,9 млн руб., но по-прежнему незначительна: средний уровень штрафа – чуть больше 15 000 руб. По данным Национального рейтинга прозрачности закупок, в 2007 г. в карманах поставщиков и чиновников, проводящих закупки, осело 347 млрд руб. против 300 млрд руб. в 2006 г.

До 1 октября 2007 г. действовали низкие штрафы и было только четыре статьи нарушений, объясняет Евраев. Нельзя было штрафовать за самые распространенные нарушения: отказ в предоставлении информации ФАС, невыполнение ее предписаний и непубликацию протоколов. Последнее нарушение стало наиболее распространенным в 2007 г. – оно обнаружено в 23% случаев. С 1 октября в КоАП появилась ответственность за такие нарушения, а максимальный штраф за нарушение процедуры госзакупки для юрлиц вырос в 25 раз до 500 000 руб., для чиновников – в 2,5 раза до 50 000 руб.

Штраф – болезненная мера для чиновников, отмечает партнер «Альфа консалтинга» Александр Иванов: он влечет внеплановую проверку заказчика со стороны ФАС.