По стопам Noga

Федеральная таможенная служба обещала американским адвокатам огромный гонорар за победу в суде против Bank of New York, но вправе его не платить

Претензии Noga. $110

миллионов должна России по решениям Стокгольмского арбитража фирме Noga. По искам Noga и ее владельца Нессима Гаона арестовывались истребители Су-30 и парусник «Седов», замораживались активы Центробанка, ВТБ и «РИА Новости».

Podhurst Orseck

юридическая компания. Специализируется на гражданском и уголовном праве, особенно на исках к авиакомпаниям после авиакатастроф. Среди правительственных клиентов, кроме России, – Эквадор и Венесуэла.

Федеральная таможенная служба (ФТС) пытается взыскать с Bank of New York (BoNY) $22,5 млрд за участие служащих банка в 1996–1999 гг. в вывозе капитала из России. Иск в Арбитражный суд Москвы подан в мае 2007 г. Ближайшее заседание – 4 апреля.

Интересы ФТС в деле представляет американская юркомпания Podhust Orseck, подписал иск ее партнер Стивен Маркс. В суде ФТС защищают нанятые Podhust Orseck адвокаты с доверенностью от ФТС: Максим Смаль, Максим Полев и Наталья Духова.

От имени ФТС Podhust Orseck уже подавала иск – против 20 американских табачных компаний в 1999 г. Он был отклонен. Для того процесса юристы подписали с таможенниками соглашение; оно же, по данным адвоката BoNY Ивана Марисина, приложено к иску и против банка. Бывший замруководителя ФТС Николай Волобуев распространил его действие на процесс против BoNY письмом от 10 марта 2006 г.

Марисин знает, что по этому соглашению Podhust Orseck причитается «гонорар успеха» – 29% взысканной суммы, т. е. в случае удовлетворения иска полностью Podhust Orseck получит $6,5 млрд. Это 78% денег на финансовые, надзорные и таможенные органы России в бюджете-2008 (198 млрд руб.).

Представитель ФТС Александр Смеляков предложил за комментариями по соглашению обратиться к адвокатам службы. Приобщение финсоглашения к делу поможет взыскать судебные издержки с BoNY, объяснил Смаль.

Марисин призвал признать соглашение с Podhust Orseck недействительным: закон о госзакупках требует конкурса, а его не было. Соглашение разрешено, есть письмо тогдашнего замминистра экономразвития Андрея Шаронова, объяснили адвокаты ФТС.

Шаронов посоветовал обратиться к замдиректора департамента Минэкономразвития Анне Катамадзе. Письмо Шаронова разъясняет, что министерство не имело права согласовывать госзакупку у единственного поставщика из внебюджетных доходов, утверждает Катамадзе, оно написано до вступления в силу в 2006 г. закона о госзакупках, теперь при закупке услуг адвокатов нужен конкурс.

ФТС может отказаться выполнить условия договора. Конституционный суд летом 2006 г. счел соглашение о «гонораре успеха» противоречащим Гражданскому кодексу.

Это пари и в случае его невыплаты адвокат не может рассчитывать на судебную защиту, объяснял «Ведомостям» начальник управления Высшего арбитражного суда Дмитрий Дедов.

Не имея возможности отсудить гонорар в России, Podhust Orseck сможет пойти по пути компании Noga и преследовать ФТС в иностранных судах. Соглашение имеет исковую силу в штате Флорида, где базируется Podhust Orseck, говорил Марисин и подтвердил Смаль. Podhust Orseck сможет обратиться во флоридский арбитраж, который скорее всего признает договор действительным, согласен партнер Marks & Sokolov Сергей Соколов.

Ответчиком может стать не только ФТС, но и Россия, предупреждает партнер Baker & McKenzie Владимир Хвалей. Россия и правительство – один субъект права, так как чиновники исполняют суверенные функции государства, цитирует он решение Апелляционного суда Второго округа Нью-Йорка в деле Noga против России.

Но ФТС (в отличие от соглашения правительства с Noga) не отказалась от иммунитета по исполнению решений. Поэтому, чтобы принудительно получить гонорар, Podhust Orseck придется найти освобожденное от госиммунитета имущество, объясняет Хвалей, например депозиты России в американских банках или имущество Управделами президента, если оно не используется для исполнения суверенных функций.

В подготовке соглашения участвовали представители нескольких ведомств и «я уверен, что оно абсолютно правомерно», сказал «Ведомостям» партнер Podhust Orseck Стивен Маркс. Проводить конкурс в данном случае не требовалось, полагает он: «Я абсолютно уверен, что ФТС, правительство России и наша компания по-дружески, продуктивно решат все возникающие вопросы».

Получить гонорар Podhust Orseck сможет, только если ФТС удастся взыскать какие- то деньги с BoNY. В России у BNY Mellon (владеет BoNY) нет активов, сообщил источник, близкий к компании. В Москве банк занимается лишь маркетингом – в арендованном помещении работает несколько человек, предлагающих депозитарные расписки.

Договора о взаимном признании судебных решений между США и Россией нет, поэтому нужен новый процесс в США. «У нас есть правовая и финансовая защита в США и где бы то ни было еще», – утверждает представитель BNY Mellon в России.