Полюбили маленьких

Россиянам все больше нравятся компактные автомобили. Доля В-класса в общем объеме продаж иномарок в 2007 г. увеличилась, по разным оценкам, до 13–17% и продолжит расти

Из всех автомобилей, продающихся в России, аналитическое агентство «Автостат» относит к классу B 26 моделей иномарок (с учетом VW Pointer и Fiat Punto). Этих моделей в 2007 г., по данным «АСМ-холдинга», было продано 318 686 штук – на 74,2% больше, чем годом раньше. Продажи всех иномарок за то же время, по оценке комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), выросли на 61%.

До прошлого года самый популярный у россиян сегмент автомобилей – класс C с 2003 г. только наращивал популярность. По данным управляющего директора и президента Ford в России Найджела Брэкенбери, в 2003 г. на С-класс приходилось 37% от всех проданных иномарок, в 2006 г. – уже 49%.

Но в 2007 г. тенденция изменилась: доля С-класса упала до 43%, а доля В-класса, на протяжении нескольких лет колебавшаяся около 10%, за год выросла с 9% до 13%. Председатель совета директоров группы Genser Игорь Пономарев, ссылаясь на данные АЕБ, оценивает долю В-класса в прошлом году в 16,7% от общих продаж иномарок (против 12,1% годом раньше).

При этом самым популярным автомобилем класса B в России остается вазовская «классика», указывают аналитики банка UBS в обзоре «Российская автомобильная индустрия» (длина кузова у ВАЗ-2107 – 4145 см, ширина – 1620 см). «Только ценовой фактор – $5700 – делает ее самым популярным автомобилем в этом сегменте», – пишут они. Формально, по мнению UBS, к сегменту В следует отнести не только «классику», но и Lada Samara и «десятое» семейство, а также Kalina и Priora. В 2007 г. всех этих моделей было продано 655 018 – на 20 612 больше, чем в 2006 г.

Большинство из выпускающихся сейчас Lada попадают в современный класс B, признает представитель пресс-службы «АвтоВАЗа»: это объясняется тенденцией роста автомобилей внутри классов, т. е. каждое последующее поколение одного и того же семейства больше предыдущего по размерам. Поэтому те автомобили «АвтоВАЗа», которые задумывались как модели традиционного класса С – «классика», Lada Samara, Lada 110/Priora, – теперь больше соответствуют размерами «выросшему» классу В, говорит он. Все эти модели специалисты «АвтоВАЗа» относят к классу С, а классом В считают только Kalina. Kalina в 2007 г., по данным «АСМ-холдинга», продано 78 550 – на 19 064 больше, чем годом раньше.

Новая ступенька

В-класс для многих покупателей – ступенька для перехода с отечественных автомобилей на иномарки, говорит PR-менеджер марки Skoda в России Тимур Алиев. Такие покупатели, говорит Сергей Ильинский, PR-менеджер «Северсталь авто» (собирает Fiat), выбирают иномарки российской сборки, но обязательно с кондиционером, электропакетом, подушками безопасности и регулировками рулевой колонки.

Действительно, больше половины продаж В-класса обеспечили три модели, занявшие по итогам 2007 г. 2–4-е места среди самых популярных иномарок: Renault Logan (67 844 автомобиля, +38%), Chevrolet Lanos (57 902 автомобиля, +56%) и Hyundai Accent (53 616 автомобилей, +38%).

«Автостат» относит Logan к В-классу, хотя он шире остальных представителей – 1742 мм. В Renault его считают представителем В+ или даже С. Продажи этой модели ограничены производственными возможностями, говорит директор по связям с общественностью Renault в России Оксана Назарова. В 2009 г., говорит она, планируется удвоить мощности завода «Автофрамос» (до 160 000 автомобилей в год). Главный фактор роста продаж Logan, по ее мнению, – сочетание цены, качества и размера автомобиля.

«Мы считаем, что ключевую роль в росте продаж Chevrolet Lanos играют клиенты, раньше ориентировавшиеся на покупку новых отечественных или подержанных иностранных автомобилей, но сделавшие свой выбор в пользу доступной новой иномарки», – объясняет представитель GM. Такие покупатели будут обеспечивать и дальнейший рост, ожидает он.

В Hyundai считают Accent представителем С-класса.

По потребностям

«Раньше автомобиль в семье был один – отсюда и желание иметь большую машину, отвечающую самым разным требованиям», – говорит Пономарев из Genser. Теперь россияне меняют сценарий выбора, стараясь купить автомобиль, отвечающий конкретным потребностям. Если в семье есть большая машина, вторая, вполне вероятно, будет В-класса, объясняет он.

Меняются демографические характеристики покупателей – растет доля молодых покупателей и женщин, говорит директор департамента продаж и развития дилерской сети ООО «Тойота мотор» Александр Безруков. Все больше женщин покупают машины самостоятельно, добавляет PR-менеджер «Форд мотор» Екатерина Кулиненко: они делают выбор в пользу небольших, стильных, функциональных и более экономичных городских автомобилей.

«Чем насыщеннее рынок, тем более разносторонние требования предъявляет клиент к автомобилю при его выборе. Отсюда в Европе такое количество ниш на автомобильном рынке и разнообразие модельного ряда», – резюмирует PR-менеджер «Фольксваген груп рус» Андрей Гордасевич.

Пробки и проблемы с парковками также помогают росту популярности автомобилей класса В, говорит менеджер по корпоративным коммуникациям Hyundai в России Юлия Тихонравова. Жители больших городов начинают понимать, что небольшой автомобиль в городе удобнее, добавляет Ильинский из «Северсталь-авто». Такие покупатели не готовы отказываться от привычного комфорта, поэтому в крупных городах выбирают «импортируемые иномарки» в дорогих комплектациях с большим количеством опций, делится он наблюдениями.

«Такая покупка – вопрос не стоимости, а удобства: не «экономлю, поэтому покупаю машину поменьше», а «покупаю небольшой автомобиль и не хочу ни в чем себе отказывать», – подтверждает Пономарев. Поэтому «средний» покупаемый автомобиль В-класса, по его наблюдениям, обычно «нафарширован» гораздо больше, чем «средний» С-класса.

Пятидверный хетчбэк Peugeot 207 с двигателем 1,4 л, «автоматом» и в максимальной комплектации стоит 574 000 руб., а минимальная комплектация Peugeot 307 с двигателем того же объема и механической коробкой – на 100 000 руб. дешевле. Aveo с двигателем 1,4 л в топовой комплектации Premium стоит 433 300 руб. в кузове седан и 406 100 руб. – в кузове хетчбэк. А цены на «старшего брата» – Lacetti с двигателем того же объема начинаются от 358 900 руб. (хетчбэк, комплектация Star).

Однако в аналогичной комплектации в целом автомобили В-класса дешевле автомобилей С-класса и отчасти это тоже способствует росту популярности сегмента В, признает Тихонравова из Hyundai. А Кулиненко из «Форд мотор» подчеркивает, что цены на В-класс с учетом кредитных программ позволяют рассматривать такую новую иномарку как первый автомобиль, особенно для молодых покупателей.

Это надолго

В Nissan считают начавшийся рост доли В-класса в России долгосрочной тенденцией: рост сегмента, видимо, будет быстрее, чем новых иномарок в целом, ожидает менеджер по связям с общественностью «Ниссан мотор рус» Татьяна Натарова. В 2012 г. таких машин может быть продано не менее 800 000, ждет партнер Roland Berger Strategy Consultants Борис Фирсов. Сегмент С при этом, «скорее всего, ожидает стагнация объемов», а в сегменте А вряд ли стоит ожидать продаж больше 50 000–60 000, считает он.

Производители говорят, что учитывают интерес российских покупателей к классу B, составляя планы продаж, но запланированные цифры не раскрывают. Зато готовят новинки. Например, GM собирается в мае вывести на российский рынок обновленный пятидверный хетчбэк Aveo и в целом увеличить поставки Aveo и Lanos, говорит представитель компании.

Ford, по словам Кулиненко, постарается привезти в Россию в этом году новую Fiesta, премьера которой состоялась в марте на автосалоне в Женеве.

Hyundai, по словам Тихонравовой, вообще сняла квоты на Getz для России и теперь ограничений на производство этой модели нет. «Рост внимания потребителей к автомобилям этого сегмента полностью учтен», – говорит она.

«В прошлом году мы начали продажи Fiat Grande Punto с роботизированной коробкой передач – это реакция на растущую популярность В-класса, в первую очередь с «автоматом», – говорит Ильинский из «Северсталь-авто».

В представительстве Skoda надеются, что росту продаж Fabia поможет начало сборки модели нового поколения на заводе в Калуге в этом году и начало продаж универсала Fabia Combi, рассказывает PR-менеджер марки Тимур Алиев.

«АвтоВАЗ», говорит представитель пресс-службы компании, планирует расширять модельный ряд в том числе в В-классе, «возможно, с использованием платформы стратегического партнера».

Конкуренция с Европой

Но главные рынки для компактных автомобилей по-прежнему европейские, напоминает Пономарев из Genser. И при растущей любви россиян к небольшим машинам российским дилерам придется жестко конкурировать за квоты на В-класс с европейскими.

Европейские власти убеждают автомобилистов в своих странах пересаживаться на более экологичные авто и предлагают для этого финансовые стимулы. По данным Automotive News, в Швеции, Великобритании, Франции уже введена новая система налогообложения автомобилей – размер платежей теперь зависит не от объема двигателя и не от его мощности, а от размера выбросов СО2, со следующего года аналогичную систему собирается ввести Германия, а к 2010 г. – другие страны ЕС.-