Подглядеть за комаром

Новые выставки биеннале – на любителя, например, насекомых или подсматривать за чужим сексом

Предчувствие. Владимир Мишуков

фотограф. «Фотографирование во время съемок фильма – процесс неблагодарный. Легко оказаться придатком чужого творческого поиска и паразитировать на «отобранной красоте»

Фотография, судя по нынешней московской фотобиеннале, искусство демократичное, т. е. учитывающее не только ожидания большинства, но и причуды зрительских меньшинств. В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке собраны выставки специфические, для зрителей с нестандартными интересами.

Технически изощренные, напоминающие гравюры фотографии американца Джима Дайна – мрачные, с чернушкой, с черепушками, воронами и совами – могут понравиться ежеминутно помнящим о смерти или, например, собирателям изображений сов (существуют и такие эстеты-оригиналы).

Видео Алексея Костромы Dolce Vita – для небрезгливых естествоиспытателей. Это фильм про насекомых: комариха – крупным планом, сосет кровь, муха, нажравшись, медленно вылезает из тарелки; дальше обещали круче, но и на этом тошнило.

«Большая сестра» Ханы Якрловой – выставка для более широкого, но тоже особенного зрителя. Это репортаж о буднях пражского публичного дома Big sister, в котором клиенты обслуживаются бесплатно, но после добровольного согласия на трансляцию их действий через веб-камеры в интернет. Виртуальных клиентов у «Большой сестры» в разы больше, чем реальных, хотя именно виртуальные и платят продвинутому борделю. На фотографиях, успокойтесь, ничего возбуждающего – привлекательные девочки обслуживают непротивных клиентов или томятся бездельем, развалившись на широких красных койках. Черные чулки, голые попки, волосатые животы, спаривание, скука, подглядывание. Размышления – до чего дошел помешавшийся на реалити-шоу мир.

«Предчувствие» Владимира Мишукова – для тех, кому красоты много не бывает. Это съемка со съемок «Изгнания» Андрея Звягинцева – фильма исключительно живописного, своим изобразительным рядом присягающего в верности Андрею Тарковскому (а содержанием – Ингмару Бергману). Там так же, как в «Зеркале», волшебно истекает вода и ветер преображает природный мир в мистический. В своих фотографиях Мишуков старается не дублировать картинку фильма и творит собственные томные и многозначительные чудо-кадры сложных сине-сизых оттенков. Но совершенно по-актерски заражается эстетикой фильма, и выставка «Предчувствие» видится раскадровкой «Изгнания».

Если первые из открывшихся выставок фотобиеннале – в Манеже и на Винзаводе – способны понравиться многим, то показанное в Ермолаевском доступно не всякому любителю искусства фотографии. Хоть и так, расстраиваться по этому поводу совершенно необязательно.