Кольцо уничтожено

На прошлой неделе «АвтоВАЗ» присоединил последнюю из четырех своих «дочек», окончательно разрубив кольцевую структуру собственности. Ее в начале 1990-х придумал для завода Борис Березовский

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн. Выручка – 154,6 млрд руб. (2007 г., РСБУ). Чистая прибыль – 3,95 млрд руб. Продажи – 770 000 машин (2007 г.). Капитализация – $5,03 млрд (РТС).

С января к «АвтоВАЗу» были присоединены его акционеры-«дочки» – AVVA, ИФК и «Аудит-сервис». А в четверг присоединилась последняя – ЦО «АФК». Запись о ее ликвидации была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, говорится в сообщении «АвтоВАЗа». «Дочкам» принадлежало 66,5% акций «АвтоВАЗа». Эти акции погашены.

Кольцевая структура собственности уже давно вышла из моды, говорит аналитик «Капитала» Михаил Пак. На «АвтоВАЗе» этот узел завязал в начале 1990-х гг. Борис Березовский. Ему принадлежала идея создания AVVA, одним из учредителей которой стал его «ЛогоВАЗ». AVVA собирала деньги населения на завод по выпуску народных автомобилей. Затея не удалась. А на $50 млн, вырученных от продажи акций AVVA, компания смогла купить 32% акций «АвтоВАЗа». Последние доли в «дочках», дававшие эффективный контроль над 2–3% акций «АвтоВАЗа», структуры, близкие к Березовскому, продали лишь год-два назад.

Схема была создана для защиты от недружественного поглощения и работала идеально, говорит Пак. Предприятием распоряжался глава компании, и без его согласия как представителя основного акционера купить акции было невозможно. Но в конце 2005 г. председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников под давлением чиновников ушел в отставку. С тех пор заводом руководят менеджеры «Рособоронэкспорта». На «раскольцевание» структуры собственности предприятия при помощи «Тройки диалог» им потребовалось более двух лет.

Параллельно «Тройка диалог» и «Рособоронэкспорт» скупали акции «АвтоВАЗа» и его «дочек». Собранный в итоге пакет позволял партнерам получить после погашения казначейских акций 75% акций автозавода. Блокирующий пакет (от старого уставного капитала) был продан в феврале Renault за $1 млрд. Примерно в такую же сумму могла обойтись партнерам и скупка акций «АвтоВАЗа» и его «дочек» с рынка, говорит аналитик ИК «Велес-капитал» Марина Иркли.

Окончательно утвердить погашение казначейских акций должно собрание акционеров «АвтоВАЗа» в июне. Пакет Renault тогда возрастет до 48% акций, говорит источник, близкий к одному из акционеров предприятия. Но Renault тут же вернет «Тройке» лишние 23% акций по условиям соглашения акционеров. Renault также придется отдать и часть дивидендов за 2007 г., говорит собеседник «Ведомостей». Эту возможность допускает и сотрудник предприятия. Ведь 16 мая будет закрыт реестр акционеров, участвующих в собрании (погашаемые бумаги уже учитываться не будут). Таким образом, «Рособоронэкспорт» и «Тройка диалог» получат дивиденды лишь на принадлежащие им сейчас 27% акций «АвтоВАЗа» .